Сунь Хунюнь – известный в Китае киновед, доцент Китайского института кино при Пекинской киноакадемии, доктор философии в области киноведения в Пекинском педагогическом университете. Однажды с ней приключилась депрессия, и в попытке с ней справиться она отправилась сначала в монастырь в Пекине, а потом в Шаолинь.
Её заинтересовало, что монахи "тренируют и тело, и душу" и захотела стать такой же – "бесстрастной, как монах".
Шаолинь – родина чань-буддизма (больше известного в Европе на японский манер как дзен-буддизм) и самый распиаренный монастырь в мире. Сунь Хунюнь решила углубиться в тему основательно: на съёмки 92-минутной картины у неё ушло 4 года. Это первый фильм исследовательницы.
– Я не очень люблю художественные фильмы про Шаолинь, в том числе с Джеки Чаном – всё это больше похоже на цирк, – рассказала режиссёр перед показом картины на фестивале. – Фильмы о Шаолине создают мечту, воображаемую действительность, а меня интересовали монахи как люди: какие они, что у них за чаяния.
В течение первого года съёмок ей пришлось завоёвывать доверие монахов, и только через год они начали приглашать её на свои занятия и позволили создать несколько своих кинопортретов.
– Всего в монастыре постоянно проживает около 300 монахов, – рассказала Metro режиссёр. – А гостей в разы больше: например, за один только день 1 мая 2019 года монастырь посетило 30 тысяч человек.
Шаолиньские монахи дают много представлений боевых искусств, поэтому с мирянами контактируют чаще монахов христианских. Среди гостей в монастыре всегда много женщин, и монахи к ним относятся спокойно: так, одной из героинь картины стала аспирантка-антрополог из Белграда Марта Нешкович, которая долго жила в Шаолине, учила китайский и кунг-фу и писала научную работу.
Жизнь в монастыре режиссёр показала через истории нескольких монахов. Отец Хенг Куна умер, когда он был совсем маленьким. Мать повторно вышла замуж, а маленького сына отправила в Шаолинь. Ему нравится в монастыре, но он не уверен, что проживёт здесь всю жизнь. Ши Ян Йонг точно не знает, сколько ему лет и никогда не видел своих родителей – его подобрал на улице священник и принёс в монастырь. Таких историй в Шаолине немало, и одни из самых интересных сюжетов в фильме связаны с показом тренировок маленьких мальчиков. Вот тренер-монах лет 15-ти тянет 4-летним малышам шпагаты и порицает: "Чуть что – прикидываетесь больными. Уже и ногу до головы дотянуть не можете!" А вот мальчик лет девяти наставляет ровесников: "Настоящий мужик истекает кровью, а не слезами!"
– В буддизме боевые искусства – это испытания, которые позволяют совершенствовать свой дух, – поясняет режиссёр. – Каждый монах может поведать свою историю преодоления страданий. Эти рассказы на меня очень повлияли: несмотря на всё, что с монахами случилось, каждый нашёл в жизни смысл и силы.
Более широкая, нежели в других монастырях, возможность контактировать с мирянами приводит к периодическим метаниям монахов: какие-то из них однажды уходят из монастыря, потом опять возвращаются – для Шаолиня это не новость. Но есть и обратные примеры: вот один молодой монах рассказывает, как 7 лет жил в горах и питался кореньями. А вот молодой человек приезжает к дедушке с бабушкой и сообщает, что решил принять постриг. "Я тебе больше не дед! – восклицает переменившийся в лице дедушка. – Объявляю голодовку, пока не помру. А как помру – делай, что хочешь".
– В китайских семьях обычно не приветствуют решение стать монахом, – рассказывает Сунь Хунюнь. – Но молодые люди, попавшие в сложную ситуацию, нередко обращаются к Будде: хотя у нас коммунизм, это не запрещено.
Фильм замечателен не только всеми этими невыдуманными историями, но и множеством завораживающих кадров шаолиньских тренировок, глядя на которые хочется последовать примеру Марты Нешкович и начать бой с тенью. Или продолжить – у кого как.