Китайский язык набирает популярность у работодателей в России

Российские компании ищут всё больше сотрудников со знанием китайского языка: Metro выяснило, что их востребованность стремительно догоняет нужду работодателей в специалистах со знанием английского.
Китайский язык набирает популярность у работодателей в России
Andrei Kholmov / Shutterstock
Российский автопром теперь не может обойтись без китайских запчастей, а для их закупок нужны знатоки китайского языка.

Как выяснили рекрутеры сервиса SuperJob, отечественный автопром при поиске сотрудников всё чаще обращает внимание на тех, кто владеет китайским языком. Так, на заводе "КамАЗ" в Набережных Челнах число "китайских" вакансий за прошедший год увеличилось на 60%. Примерно такая же картина и на заводах других автогигантов – УАЗ в Ульяновске и "АвтоВАЗ" в Тольятти.

В основном речь идёт о таких профессиях, как менеджеры по внешней торговле, снабженцы, продажники и переводчики. Специалисты отмечают, что российский автопром постепенно переходит на китайские комплектующие.

Многие запчасти из-за санкций перестали поступать с Запада, пояснил Metro экономист Сергей Хестанов. Поэтому российская промышленность переориентируется на Китай.

– Также могут появиться специализированные инжиниринговые фирмы, переводящие китайскую техническую документацию на русский язык, – прогнозирует собеседник.

По данным аналитиков, "язык дракона" уже стал востребованнее, чем немецкий или французский. В целом по рынку труда популярность китайского среди соискателей и работодателей выросла за год почти в 2 раза. 

Как рассказала Metro руководитель службы исследований рекрутинговой компании HeadHunter Мария Игнатова, в январе – октябре 2022 года наиболее популярным иностранным языком, который работодатели указывают в требованиях к кандидатам, остаётся английский (364 тысячи вакансий). Далее следуют немецкий и китайский (по 9,5 тысячи вакансий) языки, французский и испанский упоминаются в 5 тысячах вакансий каждый. Наименее востребованы – итальянский (1,7 тысячи вакансий) и португальский языки (1 тысяча вакансий).

– В 2022 году спрос на специалистов со знанием китайского языка вырос на 55% по сравнению с прошлым годом. Английский остаётся востребован, но меньше, снижение на 4% за год. Существенно сократилось число требований к владению европейскими языками: французского (-24%), испанского (-27%) и португальского (-25%), – говорит Мария Игнатова. 

По её словам, в нынешнем году чаще всего требование к знанию китайского встречается в вакансиях для специалистов в сфере транспорта и логистики, продаж, а также производства.

Какие же самые популярные и оплачиваемые 5 вакансий в Интернете со знанием китайского в ноябре?
Во-первых, это менеджер по закупкам в Москве с зарплатой в 150 тысяч рублей; на втором месте идёт менеджер по закупкам внешнеэкономической деятельности в Нижнем Новгороде с такой же оплатой; на третьем месте переводчик китайского в самой Поднебесной с вознаграждением в 120–140 тысяч рублей; менеджер внешнеэкономической деятельности со знанием китайского в Москве получит 100 тысяч рублей. Завершает топ-5 вакансий учитель китайского, получающий 90 тысяч рублей в месяц.

Как рассказал Metro доцент кафедры восточных языков Института лингвистики РГГУ Тарас Ивченко, выучить язык Поднебесной до среднего уровня быстро не получится.

– Если человек не студент, а взрослый, занят, работает, у него есть обязанности, то при должной дисциплине, при должной старательности, если он занимается очень интенсивно, регулярно и вкладывает душу, то до среднего уровня китайского языка можно дорасти примерно за 4 года, – говорит эксперт. Для достижения такого уровня знания языка необходимо заниматься минимум 3 раза по 40–45 минут в неделю, отмечает преподаватель китайского языка Елизавета Янина.