О чём фильм
Картина рассказывает о Геннадии Николаевиче Зайцеве – Герое Советского Союза, командире спецподразделения Центра специального назначения ФСБ России, в народе больше известного как "группа "Альфа". На протяжении 14 лет его руководства спецподразделением в его истории не было ни одной провальной операции – не погибло ни одного заложника и ни одного члена личного состава. Картина рассказывает об одном из таких эпизодов: 1 декабря 1988 года в Орджоникидзе (сейчас Владикавказ) террористы захватили автобус с детьми, требуя предоставить три миллиона долларов и самолёт в страну, у которой не было дипломатических отношений с СССР. В переговоры с преступниками вступил Зайцев, которому удалось бескровно завершить эту операцию.
Картину снимали по документальным книгам Геннадия Зайцева "Альфа": моя судьба" и "Спецназ "Альфа": дела и люди" при его непосредственном участии. Роли родителей захваченных детей сыграли те самые дети, которые 36 лет назад были в автобусе – уникальный случай для истории кино. Историю с заложниками предваряет рассказ о биографии Зайцева, начиная с детских военных лет.
– С такими людьми, как Геннадий Николаевич, работать очень просто – в их жизни было так много интересного, хорошего, поучительного, что во время написания сценария надо было думать только о том, что из всего этого богатства в нём оставить, – рассказал на пресс-показе в Москве режиссёр картины Тимур Хван.
Впечатления
Картина начинается достаточно динамично. "Я ненавижу Советский Союз!" – кричит обвешавший себя взрывчаткой террорист Петренко (Данил Стеклов) в американском посольстве. Безумец срочно требует от секретаря посольства американский паспорт, и до смерти перепуганный секретарь мечется в поисках решения вопроса. Оно приходит в его кабинет вместе с высоким мужчиной с идеально причёсанными волосами – сотрудником органов госбезопасности Геннадием Зайцевым (Кирилл Зайцев). После того, как мужика обезвредили, действие замедляется и зрителя отправляют во флешбек, рассказывающий историю героического кагэбэшника.
В этой части фильма кто-то, возможно, заскучает: биография у нашего героя образцово пролетарская, и, кстати, лишний раз напоминающая о том, как в Советском Союзе работали социальные лифты. Мальчик Гена вырос в военные годы в многодетной семье в уральском селе. Отец после войны домой не вернулся, найдя на фронте другую женщину. Мать часто болела и Гена рано пошёл работать, не окончив полного курса средней школы. Единственный неблаговидный поступок, который совершает подросток, поддавшись по неопытности под дурное влияние старшего коллеги, – пропивает первую зарплату.
В остальном его дела и мотивы практически идеальны: он идёт в армию, несмотря на бронь, служит в полку специального назначения Управления коменданта Московского Кремля и в Отдельном офицерском батальоне, затем решает продолжить службу, вступает в партию, находит любимую девушку. Для такого идеального героя как нельзя лучше подходит актёр Кирилл Зайцев, будто специально появившийся на свет для того, чтобы успокоить всех расстроенных этим неидеальным миром: совершенство существует. Поэтому все, кто придёт посмотреть в кинотеатр на актёра, которому так идёт военная форма, разочарованы точно не будут.
У тех, кто не застал советские годы, эта биографическая часть фильма может вызвать подозрения в идеализации, или, пользуясь известным советским клише, в "лакировке действительности". Но правда в том, что такие биографии были, скорее, правилом, чем исключением, а мира, который на них держался, больше нет. Именно поэтому современному зрителю, художественные рефлексы которого воспитаны на целом сонме неидеальных персонажей, поверить в искренне положительного героя так трудно.
И именно поэтому современному зрителю так легко поверить во вторую часть картины, рассказывающую о том самом захвате детей-заложников 1 декабря 1988 года: сегодня террор стал обыденностью. Однако без мастерства постановочной группы столь высокой степени убедительности достичь было бы невозможно. Здесь стоит отметить блестящую актёрскую работу Артёма Ткаченко, сыгравшего роль главного из четвёрки террористов, каждое мимическое движение которого, кажется, всё больше и больше электризует автобус с заложниками.
Потрясающе убедительны и дети в автобусе, глядя на которых сжимается сердце. Судя по всему, живой нерв этой киноистории передали сами участники тех событий. Реальные дети-заложники, которые за прошедшие с момента теракта годы успели стать взрослыми людьми, сыграли в картине родителей захваченных террористами школьников. Кроме того, в массовке снимались и их дети, и племянники, и родственники.
– Эта история всегда была очень хорошо известна в Осетии все эти годы и глубоко переживалась всеми: у нас соседи – самые близкие родственники, – рассказали участники тех событий, посетившие пресс-показ в Москве.
Так что особенности кастинга и то обстоятельство, что фильм снят по автобиографической книге Геннадия Зайцева и при его личном участии позволяют утверждать, что в картине сосредоточен максимум допустимой в художественном кино документальной достоверности. Съёмочной группе не дали погрешить против истины даже в мельчайших деталях.
– Присягу в Кремле я принимал 20 раз, – рассказал Кирилл Зайцев. – Когда думали, что уже отсняли эту сцену, то сотрудник Кремля, который наблюдал за съёмками через камеры видеонаблюдения, сказал, что в 1953 году винтовку так не держали. Пришлось переснимать.
Досье
Режиссёр: Александр Гурьянов, Тимур ХванСценарий: Тимур Хван, Татьяна Гурьянова, Александр ГурьяновАктёры: Кирилл Зайцев, Артём Ткаченко, Валерий Баринов, Нелли Пшенная, Сергей Маховиков, Владимир Зайцев, Вадим Андреев, Борис Каморзин, Сослан Фидаров, Анатолий Котенёв, Валерий Афанасьев, Вадим Галыгин, Данил Стеклов и другие.