Кипелов – рокер, который не пьёт, ездит в метро и если бунтует – то только за качественный звук

Вместе с музыкантами группы "Кипелов" артист готовит своим зрителям большой сюрприз: 3 декабря в Crocus City Hall помимо основной программы Кипелов исполнит песни, которые пожелают поклонники
Кипелов – рокер, который не пьёт, ездит в метро и если бунтует – то только за качественный звук
Геннадий Колин
Валерий Кипелов отметил 20-летие сольного творчества.

Перед выступлением Metro поговорило с Валерием Кипеловым о том, многие ли его песни созвучны с реальной жизнью.

"Я один навсегда,
Так жесток небесный дар,
Жизнь забыла,
Смерть не ждёт
У своей черты". 

(песня "Пророк")

Часто ли вы остаётесь наедине с собой?
– Это бывает. Образ из этой песни был мне понятен и достаточно близок. Сразу оговорюсь, что на звание пророка не претендую. (Смеётся.)

Вы много поёте о борьбе добра со злом. Есть ли такие песни, которые вы не решаетесь петь?
– Была такая песня "Антихрист". Я отказался её исполнять в своё время, потому что понимал: если снова влезу туда и буду делать это убедительно, как привык, то я буду убедительно наносить образ антихриста. Я был категорически против, хотя меня убеждали: "Подумаешь, это всего лишь песня, просто роль". Нет. Понимаете, когда я пою, я ставлю себя в положение героя – того, о ком пою. И пытаюсь максимально влезть в его шкуру. Говорят, иногда актёры, которые глубоко "влезают", потом не вылезают. У меня на эту тему было много дебатов по поводу того же "Антихриста". Есть такие роли, которые оставляют отпечаток.

И потом, я не хочу с этим делом заигрывать – были в моей жизни конкретные случаи, связанные с необъяснимыми происшествиями, которые подтверждали реальность этих вещей. Многие в это не верят. А я – верю.

"Он был везде и всегда своим,
Влюблял в себя целый свет
И гнал свой байк, а не лимузин,
Таких друзей больше нет". 

(песня "Беспечный ангел")

Валерий, говорят, что байку и машине вы предпочитаете метро?
– Да. Это мой основной вид транспорта. Я так ближе к людям, знаю все их чаяния, а также то, чем народ дышит. И как. Машину, кстати, не вожу. И даже на свои концерты иногда приезжаю на метро – так спокойнее, потому что в пробках стоять я не люблю. Иногда могу взять такси.

"Вновь примирит всё тьма, даже алмазы и пепел,
Друг равен врагу в итоге, а итог один".

(песня "Закат")

Что вы думаете о дружбе в целом?
– Да... итог один. Я верю в то, что рано или поздно те, кто был в ссоре, смогут примириться. И ещё хорошо помню, как рождалась эта песня. За окном я наблюдал ярко-красный закат. Это было необычное состояние. И я позвонил Рите (Маргарите Пушкиной, автору многих текстов группы. – Прим.) и описал, что чувствовал. 

Мы долго думали и никак не могли найти тему для песни, но мне очень хотелось отразить то, что я пережил, – воздушные замки в небе на фоне алого света, стаи птиц, улетающие на юг. И внутри такое ощущение, что тоже хотелось улететь. И казалось, что кто-то по-доброму смотрел сверху. Может, тот, кого больше нет рядом, близкий, с которым пришлось расстаться, или человек, с которым ты снова хотел бы увидеться. Для меня это песня-состояние. 

И Рита очень точно в него попала. Кое-что, возможно, было не совсем понятно, там, алмазы и пепел – немного ювелирная тематика (Смеётся.), но я сказал, что целиком и полностью доверяю ей.

"Стрелки часов словно чёрные крылья,
Резкий взмах – и чаша боли полна.
Откровения неба становятся былью,
Полночь бьют часы — Часы Судного дня".

(песня "Часы Судного дня") 

Правда, что некоторые ваши песни становятся пророческими?
– Порой это просто удивительно. Мы с Ритой часто говорим об этом. Нечто будто витает в воздухе.

"Часы Судного дня" появились после того, как я увидел их в каком-то институте в Чикаго. Стрелки на них передвигаются в зависимости от ситуации в мире. И так совпало, что теперь происходят все эти события. Сейчас стрелки часов стоят на отметке 100 секунд до полуночи. В песнях мы отражаем то, что происходит в мире. Мы не можем жить отстранённо, потому что мы – часть страны, часть общества. Сейчас нам, например, много присылают стихов ребята, которые воюют на фронте. И ты понимаешь, насколько это крутые стихи. Их пишут люди, которые пережили это сами. Для меня остро стоит вопрос: о чём петь сегодня, чтобы не кривить душой, оставаться честным с собой и перед поклонниками. Это вопрос внутреннего ощущения. Найти нужные темы непросто.

В большей степени это творческие муки (написание песен – Прим. Ред.). Даже на последнем альбоме Оззи Осборна – вроде всё круто и профессионально, но новизны нет, не цепляет.
Валерий Кипелов

"Заглянуть за грань, презрев былую дрожь,
Ты не верил в покаянье,
Знал, что будешь сброшен с вершин,
Но тянулся ввысь, приняв за веру ложь". 

(песня "Вавилон")

Как часто вы пытаетесь заглянуть за грань себя и музыкального жанра?
– Всегда. Меня всё время подмывает это сделать. Жить в рамках тесно. Хотя я понимаю, что мы – достаточно консервативная группа и "живём" в достаточно архаичном жанре, который предполагает определённую тематику. Тем не менее мне всегда хочется выйти. Это, в частности, одна из причин, почему я исполняю народные и песни военных лет. Особенно люблю петь "Не для меня" и "Чёрный ворон". 

Мало того, мы ещё и исполнили арию Надира из оперы Жоржа Бизе "Искатели жемчуга". Сделали мощную версию, фактически балладу – поменяли размер, добавили соло. На мой взгляд, по уровню исполнения мы "убрали" Дэвида Гилмора (гитарист и вокалист Pink Floyd. – Прим.) с его кавером на французском языке. Абсолютно точно. Надеюсь, что Бизе на нас не обидится. Хотя в мой адрес полетело много критики: "Как ты посмел за такое браться". Я, конечно, не оперный певец, но спел так, как считал нужным. Как ни странно, тяжёлая музыка близка к классической. Гармонии почти одни и те же, хотя кому-то слышится только скрежет гитарных риффов.

Много ли в вашей музыке осталось бунта?
– Я не вижу смысла в протесте ради протеста. Может, кто-то и боролся из рок-групп с тоталитарным режимом, но мы, говорю про "Арию" и "Кипелова", всегда боролись за качество музыки, лирики и сыгранности.

"Я лечу за тобой,
Может, к пропасти, может, к вершине,
Сквозь тревожную мглу,
Рассекая сомнений туман". 

(песня "Звёзды и кресты")

Что для вас Родина?

– Для меня это не пустые слова. Я считаю, что Родина – это то, что в моём сердце и душе. То, чего никому не отнять. Я принимаю Россию и со звёздами, и с крестами.

"В шуме ветра за спиной
Я забуду голос твой
И о той любви земной,
Что нас сжигала в прах,
И я сходил с ума... 

В моей душе нет больше места для тебя!
Я свободен, словно птица в небесах.
Я свободен, я забыл, что значит страх". 

(песня "Я свободен")

Валерий, дайте совет, как забыть бывшую. Или бывшего?

– Это сложно. Я до сих пор забыть не могу. На самом деле, если было по-настоящему истинное искреннее чувство, забыть невозможно. Можно придушить чуть-чуть, но рано или поздно всё равно это всплывает в памяти.