Российская команда Team Spirit одержала победу на десятом The Internationa (TI) – самом крупном турнире в мире по игре в Dota-2. Это первая победа россиян на соревнованиях подобного масштаба.
Более того, четверо из пяти игроков никогда раньше не выступали на соревнованиях столь высокого уровня, однако это не помешало им завоевать чемпионский титул, а вместе с ним получит призовые $18,2 млн.
Победа Team Spirit вышла далеко за пределы киберспортивного сообщества – команду поздравили практически все – от простых пользователей в Интернете до первых лиц государства. Репортёр Metro вместе с другими журналистами пообщался с игроками, которые рассказали суровую правду о жизни профессионального игрока и поразмышляли о планах на будущее.
Из грязи в князи: о турнире и волнении
Сами спортсмены сравнивают свой триумф на TI с победой российского клуба в футбольной Лиге чемпионов. Говорят, что только вид состязания разный, а структура и суть очень похожи. Чтобы получить путёвку на турнир, команде пришлось изрядно потрудиться – Team Spirit не добрала нужного количества очков в "сезоне", поэтому пришлось играть "стыковые матчи".
– Выиграли квалификацию в зоне Восточной Европы, оказались сильнейшими в регионе и прошли на турнир. Именно это и было самым трудным испытанием. Между соревнованиями практически не было перерывов, всё время занимали изнурительные тренировки, – рассказал тренер Айрат SILENT Газиев.
При этом первый день TI у спортсменов не задался, и из-за нескольких обидных поражений "спириты" слетели на дно турнирной таблицы. Однако ребята смогли взять себя в руки и наладить игру, хотя в их успех мало кто верил.
– Мы приехали с лёгким мандражем. Для четырёх игроков это был первый турнир такого масштаба, и мы вышли на первые игры с настроем не проиграть. Есть большая разница между тем, выходишь ты выиграть или не проиграть. Где-то ты более зажат, действуешь не так раскованно, сомневаешься во многих моментах, которые обычно делаешь на раз-два. Во многом это и привело к плохой игре в первый день. Но мы собрались, проработали этот момент, просмотрели наши ошибки и действительно поняли, что мы можем играть лучше. Ведь эти моменты нетрудные, простые для нас, и мы были уверены в своих силах. Поэтому в следующие дни всё пошло по накатанной, мы разгонялись и получили большую уверенность в своих силах, – добавил тренер.
Труды и дни: о жертвах и тренировках
Возможно, после победы Team Spirit многие молодые люди, увлекающиеся Dota-2, захотят попробовать себя в профессиональной стезе, всё-таки деньги, слава, да ещё и занимаешься любимым делом. Только вот, как констатируют игроки, чтобы достичь такого уровня, придётся не только потрудиться, но и отказаться от множества важных вещей. Например, Александр TORONTOTOKYO Хертек был вынужден ради победы бросить учёбу в МГУ.
– Надо сказать, что всем нам пришлось отказаться от полноценной личной жизни, мы много времени проводили на нашей базе, чтобы подготовиться к лигам, к турниру. Я уже молчу про какие-то хобби и просто свободное время. Главное, что нам пришлось отказаться от девушек и друзей – мы проводили минимум времени с ними, – поделился семи-саппорт (второй по важности член команды – Прим. Ред.) коллектива Мирослав MIRA Колпаков.
Игроки признаются, что на счету каждого члена команды по 15–20 тысяч часов, проведённых в игре. Если взять за длительность рабочего дня восемь часов, то окажется, что ребята пахали почти семь лет без единого выходного. Да и сама система тренировок не позволяет игрокам расслабиться.
– Тренировка происходит так. Мы просыпаемся, вместе завтракаем. У нас всё расписано по часам – завтрак, обед, ужин, всё регламентировано. После завтрака играем соло-матчи, потом играем командой, потом разбираем наши игры, смотрим записи, выводим ошибки. Так проходит 6–8 часов. А потом до полуночи, когда у нас отбой, мы снова играем в соло-матчи, – рассказал керри (должен быстро зарабатывать золото и собирать предметы для того, чтобы уничтожить базу противника – Прим. Ред.) Илья YATORO Мурярчук.
И в воздух чепчики бросали: об игре при пустых трибунах
TI10 должен был пройти в Стокгольме, однако из-за ковидных ограничений власти Швеции отказались от этой идеи. Турнир перенесли в Бухарест, но пандемия всё равно не позволила провести соревнования в привычном режиме, и играть пришлось при пустых трибунах. Члены Team Spirit признаются, что присутствие болельщиков оказывает серьёзную поддержку.
– Без зрителей играть намного сложнее, потому что эмоции, которые отдаёшь игре, на трансляцию, в экран – они к тебе не возвращаются. Когда есть зрители, то ты выходишь из кабинки, слышишь крики и получаешь потраченную энергию обратно, – пояснил один из менеджеров команды Дмитрий KORB3N Белов.
Сами спортсмены надеятся то, что уже в следующем году повезёт оказаться на турнире, который пройдёт в полноценном формате.
– На этой арене был фейк-звук зрителей, и когда мы играли, то плюс-минус слышали его. Каждый раз, когда мы выходили из кабинки, был шум, и это немного заряжало. Нас иногда называют "команда из народа", поэтому очень многие за нас болеют. Я уверен, что если бы мы выходили и за нас бы топили, кричали люди, то мы заряжались бы ещё большей энергией. Для меня лично это следующая цель — выиграть The International со зрителями, чтобы почувствовать всю эту энергию, – отметил мидлайнер (игрок средней линии, помогающий лидерам – Прим. Ред.) команды Александр TORONTOTOKYO Хертек.
Широка страна: о зоне СНГ
Самый первый TI в 2011 году выиграла команда из Украины, и до нынешнего момента ни одна из групп зоны СНГ не могла повторить их успех. На турнире в этом мало кто мог подумать, что чемпионский титул вновь достанется игрокам этого региона.
– Наша команда являлась аутсайдером. От Китая было пять команд, все они выглядели серьёзными оппонентами. От европейских команд многого не ждали, хотя они оказались сильнее, чем многие думали. Все считали, что именно Китай выиграет, они были фаворитами. И для всех нонсенс, что выиграла команда из СНГ, – рассказал фулл-саппорт (имеет наибольший вес в команде – Прим. Ред.) и капитан «спиритов» Ярослав MIPOSHKA Найдёнов.
Говорить о какой-то новой гегемонии СНГ в Dote-2, какая была, скажем, у корейцев в StarCraft, пока не приходится, однако победа Team Spirit может существенно повлиять на развитие киберспорта в регионе.
– Это определённо послужит толчком, потому что многие увидят, что те, кто недавно играл с ними на одном уровне, достигли успеха. Это даст мотивацию игрокам. Кроме того, благодаря нашей победе в командах СНГ будет больше внимания уделяться менеджменту, подбору игроков, тренера. Возможно, кто-то попытается скопировать подход нашей организации, – объяснил Александр TORONTOTOKYO Хертек.
И ещё раз учится: о киберспорте в вузах
Правительство РФ предложило ввести в вузах занятия по киберспорту, в некоторых учебных заведениях уже началось внедрение этой программы. Однако сможет ли эта несколько спорная инициатива повлиять на уровень российских игроков и команд – остаётся большим вопросом.
– Для меня киберспорт был как хобби. Мне сложно представить, как это будет в вузах, как это вообще можно сделать. Думаю, ребятам всё равно будет удобнее играть дома. Я не уверен, что это будет работать, ведь у каждого индивидуальный подход к тренировкам. Конечно, круто создать универсальную программу, которая будет для всех подходить, но сделать это, наверное, будет очень трудно, – подчеркнул в беседе с Metro Александр TORONTOTOKYO Хертек.
Однако некоторые представители команды считают, что и введение в вузах таких факультативных занятий может способствовать развитию культуры киберспорта и укреплению более серьёзного отношения к нему.
– С позиции менеджера хочу сказать, что это неплохая инициатива. Такие курсы могут помочь развить киберспорт в регионах, помочь молодёжи найти свой путь и получить поддержку и веру в то, что всегда можно добиться чего-то большего, – заключила в разговоре с Metro менеджер Руслана DKLANA Берест.
Победители The International и их призовые фонды:
2011 год. Natus Vincere (Украина). Призовые – $1 млн.
2012 год. Invictus Gaming (Китай) – $1 млн.
2013 год. The Alliance (Швеция) – $1,43 млн.
2014 год. NewBee (Китай) – $5,02 млн.
2015 год. Evil Geniuses (США) – $6,63 млн.
2016 год. Wings Gaming (Китай) – $9,1 млн.
2017 год. Team Liquid (Евросоюз) – $10,86 млн.
2018 год. OG (Евросоюз) – $11,19 млн.
2019 год. OG (Евросоюз) – $15,6 млн.
До этого года ни одна российская команда не входила в тройку призёров чемпионата.