Воскресный полдень, захожу в бистро "Скрепка" и заказываю стандартный набор: холодный персиковый чай, канадский квебек (сытное блюдо с картофелем фри, сыром и другим ингредиентом на выбор) с беконом и боул с курицей. Жду, пока запищит пейджер, предупреждая о готовности заказа, и вдруг обращаю внимание на салфетницы.
На неровной поверхности нежно-бежевого цвета будто пером написано "стереть", на ещё одной – "всё плохое". Раздаётся сигнал – еда готова. Возвращаюсь с заказом, оглядываюсь по сторонам и упираюсь взглядом в большущее блюдце на стене, разлинованное как в школьной тетради. "Я никогда не предам тебя", – говорит милая тарелочка, только буква "т" зачёркнута красным и исправлена на "с". "Я никогда не предам себя" получается. Только оценка почему-то двойка.
Застыв с ложкой в руках, пытаюсь вспомнить, когда последний раз обещала себе подобное. Еда отошла на второй план. Продолжаю изучать интерьер кафе. Девушка в чёрном платье моет руки, смотря в маленькое зеркальце с обожжённым глиняным посланием: "Вот бы стать тобой (собой)".
– Опять двойка... – думаю я вслух.
– Зато красиво! – отвечает незнакомая девушка и уходит к своему столику.
– А кто их сделал? – спрашиваю, обращаясь в никуда.
– Дарья Сурмило, это её выставка. Вон плакат, посмотрите, – говорит сотрудница кафе и машет рукой из-за стойки приёма заказов.
Читаю и узнаю, что Дарья – современная художница, родом из Питера, и её выставка сделана в формате личного дневника, правда, не совсем обычного. И радость, и грусть, и что-то очень личное, даже травмирующее она перенесла на вазы, блюдца, зеркала и поставила этому свою оценку.
Я решила найти автора тарелок и узнать, почему она пишет свои послания на них. Это оказалось легко: по имени и фамилии я сразу нашла её профиль в соцсетях.
– Мне всегда нравилось что-то писать – это были любительские рассказы, стихи и, конечно, дневники. А три года назад я попала на курс по керамике и внезапно всё соединилось – литература и керамика, – признаётся Дарья.
"Подглазурные дневники" очень понравились мастерице – она почувствовала, что может показывать абсолютно разные стороны своего "я" и ничего не бояться.
– За глиняными изделиями ты как будто немного прячешься, и потом они начинают говорить за тебя, – рассуждает девушка.
Все изделия создавались специально к выставке – художница-керамистка объединила их в серию "Работа над ошибками": каждая из тарелок, по её словам, имеет свою историю. Одна связана с городом, в котором живёт девушка, вторая – с определённым человеком, третья – с книгой или песней, которые она читала и слушала. Личные подробности этих кусочков жизни Дарья раскрывать не стала, но поделилась забавным фактом:
– Изначально тарелку "Домашняя работа осталась дома и ничего не делала" я сделала для себя – как для человека, который не умеет наслаждаться отдыхом, как напоминание, что "ничегонеделание" – это тоже очень важная для хорошего самочувствия работа.
Тарелки Дарья лепит и на заказ. Большинство покупателей использует их как предмет декора, но некоторые – и по прямому назначению.
– Это особенное чувство, когда твоими руками сделан предмет, который потом оказывается в доме другого человека, и обычный ужин превращается в красивый ритуал, – объясняет художница.