Москвичам показали знаменитые работы автора фотографических натюрмортов

В Московском музее современного искусства открыли выставку "Бесплотность. Памяти Анатолия Кулакова". Metro узнало, чем был уникален Кулаков, и поговорило с его дочерьми
Москвичам показали знаменитые работы автора фотографических натюрмортов
предоставлено пресс-службой ММОМА
Анатолий Кулаков. Без названия. Фотобумага, серебряно-желатиновая фотопечать. Из коллекции семьи автора.

Московский музей современного искусства открыл выставку с уникальными снимками знаменитого советского фотографа Анатолия Кулакова.

Он родился в Артёмовске, небольшом городке в Сибири, где вся жизнь была построена вокруг добычи золота и драгметаллов из Артёмовского рудника. Он обучался специальности "Художественная обработка металла" в Нижнем Тагиле, а в Петербурге поступил в Высшее художественное училище им. Мухиной.

– В советское время в "Мухе" формировали в студентах все важные черты творческого почерка, которые легко узнать и в работах Кулакова. Это серьёзная искусствоведческая база, поэтизация технического исполнения, фундаментальная школа рисования и смелость, проявленная в поисках новых форм искусства, – рассказывает Metro Нина Лаврищева, куратор выставки. – Анатолий Кулаков был одним из тех мечтателей, которые создавали новое вопреки всему.

Экспозиция выставки.
предоставлено пресс-службой ММОМА
Экспозиция выставки.

В конце 60-х художника-оформителя Кулакова пригласили в Пущино создать город-утопию. В Институте биофизики АН СССР он работал в большой мастерской, где ему предоставили полную свободу творчества. Для сотрудников института он снимал микробиологические структуры. Но, обладая редким художественным чутьём, отправился на поиски своего языка в искусстве. 

Используя простые предметы, которые были под рукой: стекло, ткань, пластик, бумага, поролон – в мастерской на фоне окон научного института и в своей небольшой квартире на обычных столах он стал выстраивать сложные абстрактные композиции, в которых образы обыденных предметов трансформировались, обретали новые смыслы.

Цифра
60
произведений представлены на выставке, среди которых фотографии и коллаж Анатолия Кулакова, а также авторские объекты из керамики и стекла других художников из собрания ММОМА: Ольги Победовой, Ивана Мачнева, Сергея Горяева и Марии Красильниковой.

– Фотографии, которые мы выбрали для этой выставки, уникальны. Неповторимы. Он брал один негатив, накладывал на другой в поисках нужной ему композиции и света, и печатал вместе, как обычно печатают плёнку – в воде при красном свете, – говорит Нина. – У него было потрясающее видение, благодаря которому он мог кадрировать обыденность вручную так, чтобы из привычных предметов складывалась высокохудожественная фотография. В его стилистике работ меня поражает истинное видение, чистота сформированного кадра и строгость композиции.

На выставке представлены и серийные работы, в которых можно проследить момент изменения композиции после наложения нового негатива на старый.  Здесь же можно впервые увидеть четыре работы и ассамбляж (смонтированный воедино объект), которые наследники передали в дар музею четыре года назад.

Без названия. 1979.Фотобумага, серебряно-желатиновая фотопечать.
Маша Ильина
Без названия. 1979.Фотобумага, серебряно-желатиновая фотопечать.

– Натюрморт, на котором тарелка с яйцами – одна из визитных работ папы, – рассказывает Metro Дарья Куликова, дочь художника. – Теперь она – в собственности музея. Для выставки мы вместе с куратором выбрали натюрморты, потому что жанр этот для фотографии крайне сложен, но именно в нём папа особенно силён, несмотря на то, что у него есть и прекрасные жанровые, портретные работы, а также графика.

Экспозиция выставки.
предоставлено пресс-службой ММОМА
Экспозиция выставки.

Татьяна Кузнецова, вторая дочь Анатолия Кулакова, добавила, что работая в жанре научной фотографии, отец создавал высокохудожественные произведения и считал, что без фотографии наука не смогла бы развиться.

– Папа был художником во всём: творчестве, работе, отношениях с людьми, – продолжает Дарья. – Человеком цельным, категоричным в своих суждениях и очень энергичным. Известный скульптор, его друг Олег Ряшенцев после смерти оставил папе генеральную доверенность на свои работы. Они находились в институте. И когда Третьяковка захотела их выставить, а институт отказывался отдать, папа с ними поругался и был вынужден покинуть институт. А чтобы институт не смог забрать и его работы, он спускал их на верёвке из окна мастерской. Он был очень оригинален в своих поступках. Вся его жизнь была творческим хаосом, а работы полны чистоты и строго выстроенной композиции. 

Фотография одновременно и документ, и эмоциональное изображение личности. Не зря многие так её не любят. Я завидую будущим авторам: они будут знать больше, возможности камеры безграничны.
Анатолий Кулаков, художник

Анатолий Кулаков мог смастерить всё что угодно из подручных материалов. Когда дочери занимались танцами, шил им балетки. В детском садике и школе на всех праздниках дочки были в сделанных папой костюмах и масках. 

На фестивале детского рисунка, который Анатолий Кулаков организовывал каждый год в Инстиуте биофизики АН СССР.1988 год
из личного архива семьи Кулакова
На фестивале детского рисунка, который Анатолий Кулаков организовывал каждый год в Инстиуте биофизики АН СССР.1988 год

В 11 классе он перерисовал растяжку для выпускного, потому что она показалось ему некрасивой. Дочери воспитывались в свободе, но было в семье одно правило: обманывать нельзя. 

– Мы знали, что если поступим нечестно, нам прилетит, – вспоминает Татьяна. – Папа мог сутки пропадать в мастерской, но, возвращаясь, всегда находил время, чтобы обсудить все наши проблемы. Кстати, к фотографии нас никогда не подталкивал. Наоборот, я как-то попросила: "Пап, научи фотографировать!" Он лишь усмехнулся и ответил: "Технике обучить могу, но самое главное в фотографии - смысл, ему невозможно научить".

Из серии Sklo. 1977. Фотобумага, серебряно-желативновая фотопечать. Из коллекции семьи автора.
предоставлено пресс-службой ММОМА
Из серии Sklo. 1977. Фотобумага, серебряно-желативновая фотопечать. Из коллекции семьи автора.

Константин Чемерис, фотограф, друг Кулакова, рассказал Metro, что фотографию Анатолий воспринимал как произведение искусства.

– Помню, как он снимал часть сарая, а потом увидел её, уже встроенную в композицию на снимке, и не узнал. Он умел находить гармонию во всём и видел красоту, которую не замечал до него никто.

Дочери – Татьяна (слева) и Дарья (справа) на фоне ассамбляжа Анатолия Кулакова. Без названия, 1975-1980-е. Фанера, дерево, бумага, латунь, металл, нить шёлковая, гуашь, акрил.
Елена Купцова
Дочери – Татьяна (слева) и Дарья (справа) на фоне ассамбляжа Анатолия Кулакова. Без названия, 1975-1980-е. Фанера, дерево, бумага, латунь, металл, нить шёлковая, гуашь, акрил.

После увольнения из института, когда мастерской не стало, он начал больше заниматься графикой, а именно акварелью, но про фотографию не забывал. Был восхищён цифровыми фотоаппаратами. Единственное, что его удручало – как при таких возможностях фотографии авторы перестали передавать смысл кадра.

Выставку можно посмотреть с 28 августа по 27 октября 2024 года по адресу: ММОМА, Ермолаевский, дом 17.

Без названия. Конец 1977-х – начало 1980-х. Фотобумага, серебряно-желатиновая фотопечать. Из коллекции семьи автора.
предоставлено пресс-службой ММОМА
Из серии Sklo.1979. Фотобумага, серебряно-желатиновая фотопечать.Из коллекции семьи автора.
предоставлено пресс-службой ММОМА
Sklo V. 1985. Фотобумага, серебряно-желатиновая фотопечать. Из коллекции семьи автора.
предоставлено пресс-службой ММОМА
Из серии Sklo. Конец 1970-х — начало 1980-х. Фотобумага, серебряно-желатиновая фотопечать. Из коллекции семьи автора.
предоставлено пресс-службой ММОМА
Без названия. Конец 1970-х — начало 1980-х.Фотобумага, серебряно-желатиновая фотопечать. Из коллекции семьи автора.
предоставлено пресс-службой ММОМА
Без названия. Конец 1977-х – начало 1980-х. Фотобумага, серебряно-желатиновая фотопечать. Из коллекции семьи автора. 1/5