Московский музей современного искусства открыл выставку с уникальными снимками знаменитого советского фотографа Анатолия Кулакова.
Он родился в Артёмовске, небольшом городке в Сибири, где вся жизнь была построена вокруг добычи золота и драгметаллов из Артёмовского рудника. Он обучался специальности "Художественная обработка металла" в Нижнем Тагиле, а в Петербурге поступил в Высшее художественное училище им. Мухиной.
– В советское время в "Мухе" формировали в студентах все важные черты творческого почерка, которые легко узнать и в работах Кулакова. Это серьёзная искусствоведческая база, поэтизация технического исполнения, фундаментальная школа рисования и смелость, проявленная в поисках новых форм искусства, – рассказывает Metro Нина Лаврищева, куратор выставки. – Анатолий Кулаков был одним из тех мечтателей, которые создавали новое вопреки всему.
В конце 60-х художника-оформителя Кулакова пригласили в Пущино создать город-утопию. В Институте биофизики АН СССР он работал в большой мастерской, где ему предоставили полную свободу творчества. Для сотрудников института он снимал микробиологические структуры. Но, обладая редким художественным чутьём, отправился на поиски своего языка в искусстве.
Используя простые предметы, которые были под рукой: стекло, ткань, пластик, бумага, поролон – в мастерской на фоне окон научного института и в своей небольшой квартире на обычных столах он стал выстраивать сложные абстрактные композиции, в которых образы обыденных предметов трансформировались, обретали новые смыслы.
– Фотографии, которые мы выбрали для этой выставки, уникальны. Неповторимы. Он брал один негатив, накладывал на другой в поисках нужной ему композиции и света, и печатал вместе, как обычно печатают плёнку – в воде при красном свете, – говорит Нина. – У него было потрясающее видение, благодаря которому он мог кадрировать обыденность вручную так, чтобы из привычных предметов складывалась высокохудожественная фотография. В его стилистике работ меня поражает истинное видение, чистота сформированного кадра и строгость композиции.
На выставке представлены и серийные работы, в которых можно проследить момент изменения композиции после наложения нового негатива на старый. Здесь же можно впервые увидеть четыре работы и ассамбляж (смонтированный воедино объект), которые наследники передали в дар музею четыре года назад.
– Натюрморт, на котором тарелка с яйцами – одна из визитных работ папы, – рассказывает Metro Дарья Куликова, дочь художника. – Теперь она – в собственности музея. Для выставки мы вместе с куратором выбрали натюрморты, потому что жанр этот для фотографии крайне сложен, но именно в нём папа особенно силён, несмотря на то, что у него есть и прекрасные жанровые, портретные работы, а также графика.
Татьяна Кузнецова, вторая дочь Анатолия Кулакова, добавила, что работая в жанре научной фотографии, отец создавал высокохудожественные произведения и считал, что без фотографии наука не смогла бы развиться.
– Папа был художником во всём: творчестве, работе, отношениях с людьми, – продолжает Дарья. – Человеком цельным, категоричным в своих суждениях и очень энергичным. Известный скульптор, его друг Олег Ряшенцев после смерти оставил папе генеральную доверенность на свои работы. Они находились в институте. И когда Третьяковка захотела их выставить, а институт отказывался отдать, папа с ними поругался и был вынужден покинуть институт. А чтобы институт не смог забрать и его работы, он спускал их на верёвке из окна мастерской. Он был очень оригинален в своих поступках. Вся его жизнь была творческим хаосом, а работы полны чистоты и строго выстроенной композиции.
Фотография одновременно и документ, и эмоциональное изображение личности. Не зря многие так её не любят. Я завидую будущим авторам: они будут знать больше, возможности камеры безграничны. Анатолий Кулаков, художник
Анатолий Кулаков мог смастерить всё что угодно из подручных материалов. Когда дочери занимались танцами, шил им балетки. В детском садике и школе на всех праздниках дочки были в сделанных папой костюмах и масках.
В 11 классе он перерисовал растяжку для выпускного, потому что она показалось ему некрасивой. Дочери воспитывались в свободе, но было в семье одно правило: обманывать нельзя.
– Мы знали, что если поступим нечестно, нам прилетит, – вспоминает Татьяна. – Папа мог сутки пропадать в мастерской, но, возвращаясь, всегда находил время, чтобы обсудить все наши проблемы. Кстати, к фотографии нас никогда не подталкивал. Наоборот, я как-то попросила: "Пап, научи фотографировать!" Он лишь усмехнулся и ответил: "Технике обучить могу, но самое главное в фотографии - смысл, ему невозможно научить".
Константин Чемерис, фотограф, друг Кулакова, рассказал Metro, что фотографию Анатолий воспринимал как произведение искусства.
– Помню, как он снимал часть сарая, а потом увидел её, уже встроенную в композицию на снимке, и не узнал. Он умел находить гармонию во всём и видел красоту, которую не замечал до него никто.
После увольнения из института, когда мастерской не стало, он начал больше заниматься графикой, а именно акварелью, но про фотографию не забывал. Был восхищён цифровыми фотоаппаратами. Единственное, что его удручало – как при таких возможностях фотографии авторы перестали передавать смысл кадра.
Выставку можно посмотреть с 28 августа по 27 октября 2024 года по адресу: ММОМА, Ермолаевский, дом 17.