Картина "Тройка" Дейнеки полна оптимизма и надежды на светлое будущее

Картину "Тройка" художника Александра Дейнеки привезли из Курска в Москву впервые за 30 лет, чтобы показать на выставке "Александр Дейнека. Курская аномалия"
О чём рассказывает масштабное полотно Александра Дейнеки. Инфографика: Сергей Лебедев.
О чём рассказывает масштабное полотно Александра Дейнеки. Инфографика: Сергей Лебедев.

Выставку приурочили к юбилеям – 215-летию со дня рождения писателя Николая Гоголя и 125-летию со дня рождения Александра Дейнеки. Эта картина на выставке главный экспонат, и выбрана неслучайно. 

Не секрет, что Дейнека очень любил Гоголя, и дома бережно хранил антикварные издания произведений великого мастера. Поэтому к 100-летию со дня его смерти он согласился выполнить госзаказ – написать полотно, посвященное "Мертвым душам". Закончил он его в 1952 году, и картина получилась по-дейнековски масштабной: 3 метра в длину, 1,25 см в высоту. 

Для Дейнеки, чьи работы отличаются необычайной яркой палитрой красок, "Тройка" нетипична. Цвета чистые, но немного приглушенные – он стремился как можно реалистичнее передать колорит прошлого дня него века. У картины есть одна особенность: характерные для Дейнеки яркие цвета раскрываются при дневном свете. Например, свет играет на красной рубахе кучера, дуге и на шейном платке Николая Васильевича.

На картине – русская тройка с бубенцами, запряженная тремя красавцами-конями и управляемая русским мужиком – извозчиком, несётся из типичного маленького городка N в ясные дали будущего. Только Чичиков для Дейнеки вовсе не был тем героем, которого хотелось бы изображать во времена просветлённых строителей коммунизма, поэтому, Павлу Ивановичу художник сказал: "слезайте, в новой жизни вам нет места", и посадил в бричку самого Николая Васильевича Гоголя. 

– За 70 лет жизни Александр Дейнека пережил многие события: революцию, смену власти, несколько войн, развитие авиации, – рассказывает Metro Анастасия Жукова, куратор выставки. – Он стал одним из ярчайших соцреалистов, чьи картины пронизаны энергией оптимизма, радостью созидания и ощущением надежды. "Тройка" – не исключение. В этой работе много воздуха и света. В картине чувствуется ветер, который сбивает снопы ржи, и скорость, с которой бричка проносится мимо.

Движение для художников XX века было лейтмотивом многих произведений. Это был век всепобеждающей подвижности, когда сначала аэропланы, а затем самолёты уверенно покоряли небеса. В "Тройке" летящая вдаль бричка ассоциируется с переменами – старый инертный уклад уступает место жизни яркой динамичной. Новому миру, который затаил дыхание в ожидании перемен и покорения космических высот.

– Эта картина по-дейнековски жизнеутверждающая: от грозового неба Гоголь едет в направлении светлых залитых солнцем далей и высокого голубого неба, – говорит Анастасия. – Дейнека потрясающе чувствовал надежду и передавал её в своих работах, и даже, выбрав сюжет из "Мертвых душ", себе не изменил. 

Анастасия рассказывает, что сохранились первые наброски, на которых он изобразил дорожную станцию провинциального городка и писателя, сидящего в раздумьях. Однако, следуя за своим оптимизмом, от первоначального замысла отказался. 

– Остались зарисовки, по которым можно проследить, как Дейнека пытается найти композиционные решения для создания этой масштабной картины: вот лошадь, запряжённая в легкую повозку-тройку, которая мчится во весь опор, вот удивлённые обыватели, застывшие на обочине, – объясняет Анастасия. – В этих пробных рисунках чувствуется темперамент и энергия, мастерство передачи движения, которые он мастерски передал в готовой работе. 

Город N. Дейнека родился в Курске, где провёл детство и юность. Архитектура города N, изображённого на картине, соткана из воспоминаний от небольших городов Курской области, в которых он бывал в те годы. Пожарная башня из дореволюционного Курска, а верстовые столбы на въезде – из Белгорода.

Горожане. Пара на обочине – мужчина во фраке, женщина – в кринолине – помещики, класс угнетателей. Тройка для них – символ нового веяния, явления динамичного, то, что нарушает их устоявшийся мещанский уклад, в котором десятилетиями ничего не меняется, поэтому они оборачиваются в испуге. 

Грозовые облака. Облака написаны плотно и будто тактильно ощутимы. Кажется, что они вот-вот прольются дождём. Они олицетворяют тревогу, инертность прошлого. Это ощущение надвигающейся бури. Из этого состояния тьмы сбегает герой картины.

Чистое небо.Символ технологического прорыва XX века, эры новых возможностей, авиации и покорения космоса. Для Дейнеки чистое небо во многих работах – это поклонение высоте, устремлённости вверх, ещё не изведанному пространству, за пределами которого новая реальность.

Тройка лошадей. Кони, которые мчатся во весь опор, написаны очень реалистично. Дейнека был прекрасным анималистом. Изобразив их пропорции немного растянутыми, он сделал это специально для того, чтобы показать динамику движения брички.

Кучер. Абстрактный персонаж олицетворяет сильного русского мужика. Только ему под силу управлять этой тройкой, сильной, быстрой, стремительной махиной, которая летит во всю прыть. Делает он это легко, с куражом и задором.

Выставку можно посмотреть в Белокаменном подклете музея "Старый Английский двор" до 5 мая 2024 года.