Кто выгоняет людей из городов?
За последние 30 лет в Мексике появилось много городов-призраков. Несмотря на название, никакой мистики в нём нет, хотя ситуация всё равно страшная.
С 1994 по 2022 год свои дома покинули около 400 000 мексиканцев, чтобы спасти свои жизни. Это следует из отчёта Мексиканской комиссии по защите и поощрению прав человека (CMDPDH). Мирно живущих людей буквально выгоняют с насиженных мест, и делают это две категории людей: первая – это работники горнодобывающей промышленности, вторая – криминальные группировки. Нередко они работают заодно.
– Горнодобывающие магнаты считают, что если город расположен на территориях залежей ценных полезных ископаемых, то люди должны немедленно собрать свои вещи и убраться, – рассказал Metro журналист Хесус Лемус, удостоенный в 2013 году профессиональной премии Pluma. Награду он получил именно за исследование криминала в Мексике. – Чтобы вынудить людей побыстрее покинуть город, магнаты договариваются с криминальными группировками. Преступники искусственно разжигают в городах насилие, и люди, опасаясь за себя, своих близких и детей, уезжают в другие города.
В настоящее время горнодобывающий бизнес контролируют 260 транснациональных компаний. В нём участвуют четыре мексиканские частные группы, а также канадские, американские, аргентинские, испанские и французские компании, принадлежащие Карлосу Слиму, Герману Ларреа Мота Веласко, наследникам Альберто Баллереса и Рикардо Салинаса Плиего.
Бизнес, который прибыльней наркоторговли
Комиссия сообщает, что большинство людей в период с 2016 по 2023 год прибыли из штатов Мичоакан, Герреро, Чьяпас, Чиуауа, Синалоа, Оахаки и Сакатекас. По статистике, 18 из 25 человек переехали из-за всплеска насилия в родном городе.
– Как только людей выселяют, в город-призрак въезжают шахтёры. Горнодобывающие компании платят картелям за охрану периметра территории города, – рассказал Хесус Лемус.
Преступники прекрасно понимают, насколько прибыльна эта модель. В каком-то смысле она даже не так порочна и уж точно не так рискованна, как торговля наркотиками. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), торговля наркотиками в Мексике оценивается в 25 миллиардов долларов в год, в то время как добыча полезных ископаемых приносит 200 миллиардов долларов в год. Именно поэтому ещё до того, как будут созданы шахты, картели оспаривают эти территории. Нередко дела доходят до перестрелок и клановых войн.
А что власти?
Возможно, если бы власти Мексики пытались сделать что-то с этой ситуацией, она стояла бы не столь остро. Но вместо этого они её усугубили. Правительство предыдущего президента страны Энрике Пеньи Ньето предоставило 26 080 концессий на добычу полезных ископаемых. Иными словами, они предоставили горнодобывающим компаниям право работать на площади территорий, эквивалентной штатам Чиуауа, Дуранго, Сонора и Синалоа, вместе взятым.
– Корни этого кризиса уходят в 1992 год, когда была изменена 27 статья Конституции, касающаяся землевладения. Позже, в 1994 году, со вступлением в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) транснациональным горнодобывающим компаниям стало легче обосноваться в Мексике, – рассказывает журналист Хесус Лемус. – В настоящее время бизнес контролируют 260 транснациональных компаний, в том числе четыре мексиканские частные группы, а также канадские, американские, аргентинские, испанские и французские компании.
Из последних конфликтов можно выделить стычку между картелями La Familia Michoacana и Los Tlacos в Герреро, которые борются за контроль месторождений золота. Преступники ждут открытия рудника, чтобы "продать" свои услуги по его охране.
– Точно так же, как они раньше вымогали деньги у фермеров, продавцов мяса и молока, теперь преступники идут к шахтёрам и говорят: "Мы здесь, чтобы обеспечить вам безопасность. Если вы на это не пойдёте, вы пожалеете".
До этого горнодобывающая компаниея Peñazquito якобы сотрудничала с картелем Zetas. Его представители заставили около 7 тыс. жителей покинуть свои дома в городах штата Сакатекас.