Капитан траулера "Снегирь" Анатолий Попов: Каждый в этом фильме увидит себя

8 июня в широкий прокат выйдет новая картина Бориса Хлебникова – драма "Снегирь" по книге "Три минуты молчания" Георгия Владимова. Metro поговорило с исполнителем одной из центральных ролей Анатолием Поповым
Капитан траулера "Снегирь" Анатолий Попов: Каждый в этом фильме увидит себя
СТВ
В фильме "Снегирь" Анатолий Попов играет капитана.

События фильма разворачиваются на видавшем виды траулере "Снегирь", который выходит в очередной рейс.

В течение следующих нескольких дней капитану (Анатолий Попов) и его команде предстоит пережить мощный шторм, трагическую потерю в личном составе, а также решиться на серьёзное уголовное преступление. Но ржавый "Снегирь" выдержит и не такое...

Вы не первый раз работаете с Борисом Хлебниковым. На роль капитана он сразу вас выбрал или пришлось проходить пробы?

– Я проходил пробы, и Борис сказал, что это были самые отвратительные пробы, которые он когда-либо видел. (Смеётся.) Сказал: "Я был на грани того, чтобы сказать нет. Но, зная тебя, понимал, что это твоя роль".

Пришлось погружаться в азы профессии своего героя?

– У меня раньше был небольшой опыт. Последние два года в школе я учился в морском классе. Мы ходили в форме, учили историю мореходства, вязали морские узлы. Единственное, что в море не выходили. Что касается умения управлять рыболовецким судном – на площадке присутствовал действующий капитан рыболовецкого судна, под его чутким руководством я знал, на какие кнопки нажимать, какие каналы переключать, как подать сигнал SOS, но история же не про это, а про людей.

Тем не менее в кадре все актёры действуют очень убедительно, как будто и правда работали на траулере.

– Мы снимали на настоящем судне в Баренцевом море, с нами была действующая команда моряков, которая нас консультировала, помогала и подсказывала, чтобы всё выглядело правдоподобно. Конечно, мы сами не ловили рыбу, но судно полностью рабочее, с разделочным отсеком, упаковочным и т. д. Там стоял жуткий запах рыбы – нужно было время, чтобы привыкнуть.

Шторм тоже снимали в море?

– Нет, конечно, это невозможно. Шторм снимали в павильоне в Питере. Как оказалось, у нас в стране нет площадки для съёмок таких сцен. Сначала хотели вывозить группу на Мальту, где снимались "Пираты Карибского моря", но не сложилось и пришлось придумывать всё у нас. Был специально построен гимбл – огромная платформа на гидравлике, которая движется во все стороны. Я в этих сценах не был задействован, но приходил посмотреть. Это было невероятно. Художники построили точную копию "Снегиря", поставили её на гимбл, вода поступала в бассейн из огромных бочек. Судно качалось во все стороны, выглядело это абсолютно правдоподобно.

Фильм поражает не только съёмками, но и сама история очень сильная. Вместо морской романтики – малоприглядный быт людей, которые порой не отличаются от животных.

– Потому что нам показывают правду, а не сопливую историю – как нам хотелось, чтобы это выглядело. Неделя жизни конкретной группы людей, которые зарабатывают адским трудом, их шутки, их взаимоотношения. Это и про нас всех, про русскую душу, про русский авось, разгильдяйство, порядочность, отзывчивость и человечность. Каждый в этом фильме увидит себя, несмотря на декорации, которые тут представлены.

У вас много общего с капитаном?

– Это я и есть. Я так живу: у самурая нет цели, есть только путь. (Улыбается.) Если что-то получается – значит, мы на правильном пути, будь то бизнес, будь то кино, будь то море. Капитаном движет ответственность за команду, потому что для него это не просто нанятые сотрудники, это команда, это люди, у которых есть семьи, которые ушли в море на месяц и которые должны вернуться с деньгами. Отсюда и идёт его решение пойти на се- рьёзный риск.

Мне показалось, что он скорее идёт на поводу у своего азарта и авантюризма...

– И это тоже. А без юмора и азарта вообще сложно жить. Если всё делать по правилам и не рисковать, то ничего не получится. Да, он нарушает закон, он отдаёт себе отчёт в том, что он делает, и понимает свои риски, но настраивается: всё получится и всё будет хорошо. Главное – верить, действовать и не бояться начинать всё сначала.

Вы тоже умеете рисковать и начинать всё сначала?

– Я не раз начинал всё сначала. А как по-другому? Пока есть силы, азарт, желание и цель, то будем двигаться дальше, только вперёд! Многие боятся что-то менять, а зря. Вот у тебя есть театр, потом ты его лишаешься, и всё – кажется, дальше пустота. Но это не так. Я честно отслужил 10 лет в "Ленкоме". Сначала была интересная жизнь, яркие роли, а потом что-то пошло не так... А время-то идёт. Появилось опасение, что окажешься в когорте актёров, которые служат в театре по 20–30 лет, играют посредственные эпизоды и в массовке, а по- том их просто выкидывают на улицу.

И вы решились уйти?

– Скорее, меня "ушли". Потому что с по- явлением других интересов и расстановкой приоритетов я стал более независимым. А когда ты независимый, тобой сложно управлять. Поэтому тебя просят на выход. Некрасиво получилось, меня уволили по телеграмме! Домой пришла телеграмма: "Зайдите в отдел кадров и заберите трудовую". (Разводит руками с улыбкой.)

Жалеете, что так получилось?

– Нет, не жалею... Жалею о потраченном времени, которое нужно ценить в первую очередь, его не вернуть назад. Спустя пять лет театр мне всё ещё снится. Но зато у меня теперь появились своё дело и свобода, материальная независимость. До этого приходил на пробы и чувствовал себя неуверенно – лишь бы взяли, потому что это твой последний вагон. Теперь у меня нет страха актёрских проб и новых знакомств – я знаю, что, если даже не утвердят, мне есть чем заниматься. Не знаю, что будет дальше, будут ли ещё приглашать в кино или появятся новые интересы, время покажет. Хочется работать и получать удовольствие, как это происходит в работе с Борисом Хлебниковым и его командой профессионалов, спасибо ему за бесценный опыт и причастность к проекту.