Дом Гоголя является единственным в России музеем, посвящённым личности и творчеству классика. Именно здесь 170 лет назад произошло печально известное сожжение рукописей, в числе которых с большой долей вероятности был и второй том поэмы "Мёртвые души". Благодаря рассказу слуги Гоголя Семёна, единственного очевидца происшествия, доподлинно известно, где именно решилась судьба бесценных записей. Они были преданы огню в правой части первого этажа дома, в комнатах, которые были заботливо предоставлены писателю его другом и хозяином имения — графом А. П. Толстым.
Вообще надо сказать, что в XIX веке камины носили, скорее, декоративную функцию, создавали уют. Для отопления же использовалась система печей. Любопытный факт: для поддержания тепла в здании изначально имелось целых 22 печи. Сегодня в мемориальном пространстве Дома Гоголя камин занимает одно из центральных мест и во многом выступает в качестве символа, связанного с нелёгким, можно сказать, мучительным авторским выбором. Через десять дней после сожжения бумаг Николая Васильевича не стало. Оно и по сей день остаётся одной из самых больших гоголевских загадок.
Комната в Лубянском проезде — первая собственная жилплощадь Владимира Маяковского, которую он любовно называл "комнатёнка- лодочка". Поэт переехал в неё в начале марта 1919 года. Единственным украшением комнаты был камин, облицованный тёмно-коричневой керамической плиткой. Как утверждал прежний хозяин квартиры, сотрудник ВСНХ Юлий Бальшин, камин находился в комнате ещё до вселения его семьи. На камине стоял маленький угловой шкафчик, где Владимир Маяковский хранил посуду. Кроме того, именно на камин поэт ставил дорогие ему предметы.
Она рассказывала: "Как-то мы играли шутя вдвоём в карты, и я проиграла ему пари. Владимир Владимирович потребовал с меня бокалы для вина. Я подарила ему дюжину бокалов. Бокалы оказались хрупкими, легко бились. Вскоре осталось только два. Маяковский очень суеверно к ним относился, говорил, что эти уцелевшие два бокала являются для него как бы символом наших отношений, говорил, что, если хоть один из этих бокалов разобьётся — мы расстанемся".
В 1969 году, когда квартиру переделывали в музей, выяснилось, что облицовка камина утрачена. Восстанавливали её по воспоминаниям современников и рисункам.
В настоящий момент основное здание музея в Лубянском проезде закрыто на капитальный ремонт, но можно посетить две мемориальные квартиры Маяковского, располагающиеся на станции метро "Улица 1905 года": "Квартира на Большой Пресне" (г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 36, стр. 1, кв. 24) и "Квартира в Студенецком переулке" (г. Москва, Студенецкий пер., д. 6, кв. 20).
На Спиридоновке расположена музей-квартира Алексея Николаевича Толстого, которая снаружи выглядит как скромный флигель для прислуги рядом с роскошным особняком Рябушинских. Внутри же это настоящая графская усадьба. Толстой был страстным коллекционером и знатоком антиквариата. Он мог часами бродить по свалкам и "дворцовым распродажам", выискивая любимые "ампирчик" или "рококошечку".
Камин очень часто зажигали, правда, тепла от него было недостаточно, и помещение отапливали печами-голландками. Однажды Толстой признался: будь он не так стеснён в средствах, то написал бы гораздо меньше и хуже. Все свои стоящие произведения он начинал, чтобы заработать, и, как правило, под аванс. А в процессе увлекался. Так, правдами и неправдами заключив договор с одним эмигрантским издательством, он сел за роман о любви и войне — сначала нехотя, потом всё с большим энтузиазмом, и получилась трилогия "Хождение по мукам". Ему всё не давался финал. После очередной бессонной ночи он вышел из кабинета с мокрым полотенцем на голове. "Вот послушай, Наташа, как тебе?" — "Слабовато, Алёша!"
Потом успокоился и пошёл переписывать. Получился шедевр.