"Калека – нормальное славянское слово": колясочники обсудили кино про инвалидов

Журналист Metro оценила на фестивале короткометражного и дебютного кино "Короче" картины "Чистый лист" и "Точка опоры"
"Калека – нормальное славянское слово": колясочники обсудили кино про инвалидов
Пресс-служба фестиваля "Короче"
Кадр из фильма "Чистый лист".

В Калининграде продолжается фестиваль короткометражного и дебютного кино "Короче". В конкурсе полного метра показали сразу две картины, затрагивающие проблемы людей с ограниченными возможностями, – "Чистый лист" и "Точка опоры". Журналист Metro посмотрела фильмы и узнала, как называть инвалидов, чтобы они не обиделись.

"Чистый лист" – тонкая, эмоциональная и органичная история про девушку Риту (Полина Цыганова). Её мама умерла три года назад. Отец измучил своей гиперопекой, он уже распланировал её дальнейшую жизнь без учёта желаний девушки. Рита же явно потерялась, она то и дело напивается в клубах, прогуливает колледж, скандалит с отцом и в перерывах пишет стихи для собственных песен. Желая накопить денег на побег из дома, она устраивается к своей учительнице сиделкой для её дочки-инвалида. Очень скоро забота и дружба с девушкой Сашей (Зинаида Ястржембская), с детства прикованной к инвалидному креслу, не способной говорить и самостоятельно держать ложку, но при этом эмоционально открытой и доброй, возвращают Риту к самой себе. 

– Все ищут своего человека, нам нужно быть нужными. И это то, что даёт нам силы двигаться дальше, что бы ни случилось, – рассказала после показа актриса Зинаида Ястржембская, исполнившая роль Саши. – До съёмок меня свели со Свято-Софийским домом, где проживают дети с особенностями в развитии. Мне повезло с ними лично пообщаться. Первое впечатление было – шок, но я провела с ними день и поняла, насколько они глубокие, светлые и чистые люди. Мы многому можем у них поучиться, общение с ними расширяет сердце и делает тебя милосерднее.

Зинаида Ястржембская в картине "Чистый лист".
Пресс-служба фестиваля "Короче"
Зинаида Ястржембская в картине "Чистый лист".

Актрисе пришлось консультироваться с неврологами и вертебрологами, чтобы детально изучить диагноз и разработать физику персонажа.

– С вертебрологами "лепили" её искривление позвоночника. Однажды я принесла жёсткие тейпы, которыми покрыли мою спину, и я поняла, насколько тяжело существовать в таком теле, – делится актриса. – Но при этом в Саше живёт потрясающая сила и душа, которая рвётся на волю, и благодаря Рите ей удаётся расширить привычные границы своего существования.

И если Саше из "Чистого листа" с помощью её железной мамы (Елена Лядова) приходится с рождения бороться за жизнь в искалеченном теле, то главному герою трагикомедии "Точка опоры" только предстоит смириться со своим инвалидным креслом, научиться в нём жить и принимать помощь от любящих его людей. Мачо Максим (Гела Месхи) работает художником-постановщиком в кино, однажды, разругавшись со своей семьёй и девушкой, он решает проверить сложную конструкцию декораций, падает и ломает себе спину. 

В этом фильме много к чему можно придраться, но подкупает в истории то, что она основана на реальных событиях. Сценаристом картины выступил Александр Суворов, который, как и главный герой, работал художником-постановщиком, но после несчастного случая оказался в инвалидном кресле. Как рассказал автор Metro, он совершенно не такой, как киношный Максим:

– Тут только некоторые факты взяты из моей жизни, но точкой опоры для меня, как и для Максима, стала семья и любимые люди. Без любимых, близких людей невозможно жить хоть здоровому человеку, хоть больному.

Кадр из фильма "Точка опоры".
Пресс-служба фестиваля "Короче"
Кадр из фильма "Точка опоры".

Самой страшной и сложной сценой фильма, по признанию съёмочной группы, стал эпизод падения героя с высокой конструкции.

– Падал, конечно, каскадёр, но выглядело это страшно, и, когда постановщик трюков закричала "Скорую!", я подумал, неужели это повторилось, как в жизни?! Это самое страшное, что могло произойти, – рассказал режиссёр ленты Александр Андреев. – Но оказалось, что скорую всегда вызывают, чтобы сразу же осмотреть каскадёра. Я даже "стоп" не крикнул, мы все замерли, камеры снимали, пока не поняли, что всё нормально. 

По мнению режиссёра, для всех нас очень важно не только научиться быть внимательным к людям с инвалидностью, но и понимать, что это обычные люди, в чьей жизни случилась страшная ситуация, от которой никто не застрахован:

– До того как с Сашей произошла такая беда, я сложно относился к людям с ограниченными возможностями, потому что они были для меня другими. Когда что-то такое происходит с твоим близким и ты начинаешь с ним общаться, работать, то понимаешь, что нет никакой разницы. Ты просто перестаёшь замечать, что что-то не так.

ЦИТАТА
Стереотипы мешают относиться к инвалидам так же, как ко всем остальным. Есть замечательная книжка про планету людей, у которых вместо ног были колёса. И на этой планете люди с ногами были необычными людьми, которые вызывали странное отношение.
— Александр Суворов, сценарист, продюсер

Обсудили после фильма и то, как правильнее называть людей с ограниченными возможностями.

– Я инвалид, и у меня нет никаких претензий, когда я слышу такое название, – уверяет автор сценария. – Как говорят, хоть горшком назови, только в печку не клади. Мне не обидно, это же правда, а на неё что толку обижаться. 

На показе в Калининградском драмтеатре было несколько колясочников, в том числе инвалид Роман Аранин, бывший лётчик, который сейчас развивает бизнес по производству колясок-вездеходов в Калининграде. Он тоже высказался на тему корректного обращения:

– Помню, мы в Польшу приехали, я лежал на заднем сиденье авто и на границе мне говорят, мол, нельзя – вставай. Мы объясняем: "инвалид", а они не понимают, сказали: "пан калека" – всё поняли. Так что и "калека" – нормальное слово, понятное славянским народам. Люди с инвалидностью – самое нормальное определение, на мой взгляд, остальное накручивание и придумывание хитромудрых названий – это уже заморочки.