Какой фильм взял гран-при фестиваля российского кино в Выборге

Драма "Филателия" с Максимом Стояновым и Алиной Ходжевановой завоевала симпатии жюри, кинокритиков, киноведов и кинопрессы
Какой фильм взял гран-при фестиваля российского кино в Выборге
Пресс-служба кинофестиваля
Гран-при 32-го Выборгского кинофестиваля получила картина "Филателия".

В Выборге подвели итоги 32-го фестиваля российского кино "Окно в Европу". По традиции церемония награждения лауреатов прошла в замке – оружейной крепости на острове в Финском заливе. 

Главным победителем фестиваля стала картина, которая сумела покорить сердца жюри, кинокритиков, киноведов и кинопрессы – что случается не так часто. Возможно, потому, что это чуть ли не единственная из 10 полнометражных конкурсных лент, дающая надежду на что-то чистое и светлое. Показанный в последний день фестиваля фильм Натальи Назаровой "Филателия" – это трогательная история о девушке Яне (Алина Ходжеванова) с синдромом ДЦП и больным сердцем, которое в любой момент может остановиться. Она живёт в портовом городе Мурманске, работает на почте и никаких подарков судьбы не ждёт. Её единственная отдушина в жизни – коллекционирование марок. И ещё она надеется, что когда-нибудь из дальнего рейса вернётся отец-моряк, которого в своё время так же ждала и не дождалась её мать. 

И вдруг вместо отца появляется он – красивый и молодой моряк Петя (Максим Стоянов), который приходит на почту за бандеролью из Австралии, и выбирает её. Не яркую коллегу Яны, смазливую хищницу Веру, которая сразу пытается взять в оборот перспективного жениха, а девушку-инвалида. Такому неожиданно свалившемуся на неё счастью Яна долго не может поверить и абсолютно не знает, как себя вести с таким завидным ухажёром, который ещё и замуж позвал. 

Не сразу удаётся поверить в искренность намерений Пети и зрителю, как не верится и в то, что больную девушку так правдоподобно удалось сыграть абсолютно здоровой актрисе Алине Ходжевановой. 

"Для меня кино начинается тогда, когда ты смотришь кино и забываешь, что смотришь кино. Когда я смотрел это фильм, меня пробило на эмоции, пробило на слёзы, на радость и захотелось приехать домой, открыть старый ящик, в котором кляссер с марочками есть", – сказал председатель жюри конкурса игрового кино Владимир Котт, объявляя фильм-победитель.

Кстати, дуэт Алины с Максимом Стояновым удостоился особого упоминания жюри, в которое кроме Котта в этом году вошли драматург Илья Тилькин, продюсеры Екатерина Филиппова и Мария Ушакова, актрисы Марина Александрова и Дарья Коныжева. "Филателия" стала победителем и в рейтинге киноведов и кинокритиков, набрав одинаковое количество голосов с картиной "Ласточка" Малики Мухамеджан о неожиданно вспыхнувшем чувстве между девушкой-казашкой и случайно оказавшимся в казахских степях французом. 

Кадр из фильма "Ласточка".
Пресс-служба кинофестиваля
Кадр из фильма "Ласточка".

Этой же ленте основное жюри присудило спецприз "За уникальный киноязык и поэтическую визуализацию".

Примечательно, что, как выяснилось, Малика – ученица Назаровой по ВГИКу. 

"Актёрским ансамблем завтрашнего дня" судейская коллегия признала участников фильма "Наступит лето" Кирилла Султанова – чёрно-белую вариацию на тему "принц и нищий" с молодой звездой отечественного кино Марком Эйдельштейном.

С формулировкой "за путешествие в прошлое с надеждой на будущее" приз за дебют, который, как пояснил президент фестиваля Сергей Урсуляк, по сути, является Гран-при за первый фильм, получило мокьюментари Фёдора Кудрявцева "Ровесник" о том, как сын пытается узнать тайну исчезновения своего отца в конце 90-х, восстанавливая картину событий тех лет по старым VHS-видеозаписям и интервьюируя их участников. 

Кадр из фильма "Затерянные".
Пресс-служба кинофестиваля
Кадр из фильма "Затерянные".

Две награды получил режиссёр Роман Каримов, уже становившийся лауреатом Выборгского фестиваля в 2010 году с фильмом "Неадекватные люди". За свою нынешнюю работу, мистический триллер "Затерянные", Каримов удостоился приза Гильдии продюсеров России, к которой прилагается также денежный приз, а также почётного приза президента фестиваля.

Фильм "Затерянные" с Никитой Кологривым и Егором Корешковым в главных ролях рассказывает, как четверо коллег отправляются в командировку, которая становится для них настоящим квестом на выживание в таинственном провинциальном городке, полном абсурда. 

Также два приза достались картине Романа Косова про 25-летнего юношу с синдромом Дауна "Правила Филиппа", главную роль в которой сыграл Григорий Данишевский, человек, у которого на самом деле этот диагноз. Фильм получил приз медиаконгресса "Содружество журналистов" за лучший сценарий и занял третье место в конкурсе "Выборгский счёт", победители которого определяются голосованием участников-кинематографистов, представителей СМИ и простых зрителей. 

Кадр из фильма "Правила Филиппа".
Пресс-служба кинофестиваля
Кадр из фильма "Правила Филиппа".

Первое место по "Выборгскому счёту" или Приз имени Армена Медведева достался фильму "Особенности национальной больницы", снятому по последнему сценарию Александра Рогожкина "Волонтёр" режиссёром Станиславом Светловым. Кстати, первый фильм Рогожкина из этой серии – "Особенности национальной охоты" – почти 30 лет назад (в 1995 году) получил главный приз Выборгского кинофестиваля.

"Когда я взялся за эту историю, меня не оставляла мысль, что сам Рогожкин подумал бы об этом фильме, как он бы его оценил. Было бы ему за него стыдно или, он, наоборот,  порадовался бы. Но здорово, что наследие его живёт, и эта награда, приз зрительских симпатий, которая для меня на самом деле очень важна и дорога, говорит о том, что, надеюсь, Александру Рогожкину будет за фильм не стыдно", – сказал Светлов, получая награду. 

Кадр из фильма "Особенности национальной больницы".
Пресс-служба кинофестиваля
Кадр из фильма "Особенности национальной больницы".

Второе место получила картина "Бери да помни" режиссёра Байбулата Батуллы, получившая в прошлом году Гран-при в конкурсе полнометражного дебютного кино на фестивале "Короче".

Из якутского кино, которое было представлено двумя лентами – "Моя девочка" Сергея Потапова и "Легенды вечных снегов" Алексея Романова, награда досталось только последнему. Эта драма, вдохновлённая рассказом Николая Заболоцкого "Мааппа" и продолжающая национальную традицию "мистического реализма" удостоилась Приза имени Саввы Кулиша. 

Жюри документального конкурса во главе с режиссёром Алексеем Федорченко в этом году преподнесло два сюрприза. Во-первых, свои спецпризы они решили вручить не режиссёрам картин, а героям этих фильмов. За "Бюро" режиссёра Пабло Рохаса награда ушла архитектурному бюро "Хвоя" с формулировкой "за проектирование нашего завтра". Второй спецприз отправился к героям фильма "Хранитель форта Красная горка" (режиссёр Елизавета Бернова) во главе с Александром Ивановичем Сенотрусовым "за веру в себя, которая определяет наше общее завтра". Приз за лучший дебют в документальном кино поучила картина "Скворечник" Екатерины Зиновьевой.

Второй новостью стало то, что Гран-при документальное жюри не присудили никому. Причин Федорченко объяснять не стал, сказав, лишь, что если "бывают отложенные платежи, то могут, видимо, быть и отложенные призы". 

В конкурсе анимационного кино лучшим фильмом стал "Ручей, бегущий в горы" Александра Храмцова. Специальный приз жюри за убедительный образ всеобщего оцепенения получила работа "Спать хочется" Игоря Волошина. Особого упоминания жюри удостоился "Дождь-подросток" Марии Савенковой "за лёгкое касание темы одиночества, за умение отпускать и жить на паузе чувств".