Вы замечали, что у многих взрослых людей плохой почерк? А всё почему? Потому, что он сформировался таким ещё с детства. Да, родители замечают проблему, но при этом думают: как ребёнок пишет, так и пишет. Ничего переделать нельзя. На самом же деле проблема требует особого внимания.
Почему почерк плохой?
Что же влияет на хороший или плохой почерк?
– Можно выделить три группы факторов, – объясняет Светлана Якушева, педагог-психолог, cооснователь и научный руководитель академии "Аристотель". – Это физические (к ним относятся неправильная поза, в которой ребёнок привык писать, неверная поза удержания пишущего инструмента, особенности самой кисти), психические (в данном случае речь идёт об уровне развития пространственных представлений ребёнка, умении контролировать процесс выполнения задачи) и педагогические (при обучении использовались неподходящие методы).
Справиться с первой группой факторов родители могут сами, со второй и третьей поможет разобраться только специалист.
Что могут сделать родители?
– Во-первых, приучите ребёнка тренировать мышцы. Письмо – это труд, и не только рук, но и всего тела. Обычный школьный диктант в физическом плане можно сравнить с полноценной тренировкой на статическую нагрузку в спортзале, – говорит Татьяна Воронцова, профессиональный репетитор по русскому языку и литературе, кандидат филологических наук. – Так что плавание, массаж, лепка и рисование, упражнения на мелкую моторику придут вам на помощь.
Во-вторых, постарайтесь организовать сыну или дочери удобное место.
– Как мы сидим, как держим спину, насколько напряжены предплечья, плечи и шея, даже как дышим – это всё влияет на почерк, – объясняет Татьяна Воронцова. – Неудобная поза или неправильное положение руки могут привести к мышечному спазму, и тогда о красоте букв и речи быть не может.
В-третьих, подберите правильную ручку.
– Мышечный навык держать ручку под правильным углом к бумаге вырабатывается автоматически, когда пишешь не шариковой или гелевой, а традиционной перьевой ручкой, – говорит Воронцова.
Впрочем, другие, но только "правильные" виды ручек тоже подойдут.
– Разным детям подходят разные ручки, важно дать ребёнку попробовать несколько вариантов: с насадкой для формирования правильного захвата, с углублениями для пальцев, либо простую трёхгранную ручку – пусть выбирает, –говорит Светлана Якушева. – Тетрадь тоже нужно повернуть под правильным углом. Для достижения наклона строчки необходимо наклонить тетрадку вправо, примерно на 45 градусов, для левши наклон должен быть в два раза меньше.
В-четвёртых, старайтесь улучшать почерк всей семьёй, уверяет Татьяна Воронцова.
– Часто родители сами пишут кое-как и не могут подать ребёнку пример, – говорит она. – В таких случаях идеальным решением было бы семейное занятие каллиграфией как хобби – с преподавателем, на курсах или самостоятельное, по урокам в Интернете или книгам типа "Методики чистописания" Н. Н. Боголюбова.
Важные правила для занятий от Евгения Буянова, сооснователя обучающей платформы 4brain.ru.Постепенность и регулярность. Ключевое значение имеет регулярная практика. Посвящайте 10-15 минут в день упражнениям для почерка, и результаты не заставят себя ждать.Коррекция привычек. Обратите внимание на позу ребёнка при письме. Спина должна быть прямой, ноги – на полу, лист – под небольшим углом.Обратите внимание на зрение. Проблемы с почерком могут быть связаны с недостатками зрения. Проверьте зрение ребёнка у специалиста.
Также важно делать с сыном или дочерью регулярные упражнения, говорит Светлана Якушева. Вот они:
Первый блок упражнений: "Ежедневная 10-минутная гимнастика для рук". Они сделают пальцы более подвижными, сильными и выносливыми, а также улучшат движения связок запястья.
1. Массаж пальцев и ладони. С помощью взрослого или самостоятельно ребёнок должен массировать каждый палец от кончика до ладони, акцентируя внимание на каждом суставе, а затем легонько нажимать на подушечки пальцев. Далее массаж ладони: сначала пусть совершает круговые движения с помощью указательного пальца, затем надавливающие и круговые движения большим пальцем в центре ладони.
2. Перекатывание круглого массажного шарика. Пусть сдавливает его в ладони, перекатывает между подушечками пальцев, подбрасывает и ловит одной рукой. Если шарика нет, подойдут другие твёрдые круглые предметы – камни, каштаны и т. д.
3. Соединение пальцев. Пусть ребёнок поочередно соединяет большой палец со всеми остальными пальцами руки, с указательного до мизинца и в обратном порядке c мизинца до указательного. Затем в произвольном порядке под диктовку мамы с увеличением темпа.
Второй блок упражнений: "Графомоторная тренировка". Он направлен на формирование зрительно-моторной координации.
1. Закрашивание простым карандашом любой картинки по образцу. Взрослый задаёт интенсивность и нажим. Ребёнок закрашивает мелкими движениями вверх-вниз, двигаясь слева направо, стараясь не оставлять пустых мест.
2. Обведение простым карандашом левой руки на листе бумаги в клетку. Руку нужно обвести, а затем закрасить пальцы и руку, меняя цвет карандаша от клетки к клетке, движениями сверху. Клетки не пропускаются!
Третий блок упражнений: "Развитие пространственных представлений". Эти упражнения направлены на развитие пространственного восприятия ребёнка.
1. Зеркальное рисование. Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста. Малышу нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
2. Перемещение между квадратами. На листе чертится девять пронумерованных в левом углу квадратов, в каждом из них пишется разный набор букв. По команде ребёнок должен начать писать в первом квадрате заданные буквы, не делая пробелов, будто это целое слово. Затем с хлопком взрослый называет номер следующего квадрата, и ребёнок перемещается в него.
Четвёртый блок: "Упражнения на ориентацию в пространстве листа". Они помогут ребёнку понять, где начинать писать, где продолжать, как отличать и правильно воспроизводить похожие буквы.
1. Разные строчки для написания. Пусть тренируется писать в разных по ширине, в наклонных строчках, а также в расширяющихся и сужающихся строчках. Хорошо зарекомендовало себя письмо в нотной тетради, так как там есть возможность письма с контролем высоты букв.
2. Рисование одновременно двумя руками. Основная задача – развитие межполушарных связей, но в результате двуручного рисования развивается и мелкая моторика, а также расширяется поле зрения ребёнка и улучшается его самоконтроль.
Читайте также: Детские страхи: как родителям помочь ребёнку их победить