– Центральная идея выставки – рассказать о художественной составляющей обложек, мы говорим про визуальную и эстетическую их ценность, а не про музыку, которая вошла в каждый конкретный альбом, – рассказал Metro один из кураторов проекта Владимир Аветисян. – Возможно, для кого-то будет странным не увидеть обложки каких-то самых известных альбомов, художественную ценность которых мы не посчитали такой уж значительной.
В экспозиции будет представлено более 250 обложек, которые отправят зрителей в музыкально-визуальное путешествие длиною в семьдесят лет – от зарождения рок-н-ролла в 1950-х годах и по настоящее время. Советских и российских пластинок здесь нет. Как уточнил Владимир Аветисян, проводилась огромная выборка, но невозможно было охватить всё – про визуальное решение отечественных альбомов кураторы планируют сделать выставку позднее. Пока же сделали акцент на западной рок-культуре, вернее на том, как она выражается в художественных образах.
Владимир Аветисян по просьбе Metro выбрал пять своих любимых обложек с выставки и рассказал о каждой подробнее.
Революционная музыка
Исполнитель: Coldplay
Название альбома: Viva la Vida or Death and All His Friends (2008)
Дизайн: в основе картина французского художника Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ"
– Эта обложка замечательна тем, что в ней много символичного. Здесь используется оригинальная картина "Свобода, ведущая народ", – рассказывает куратор выставки. – Название альбома Coldplay отсылает к названию последней картины Фриды Кало Viva la Vida ("Да здравствует жизнь!") и стихотворению Пабло Неруды. Музыканты при подготовке альбома многое переосмыслили, они искали какое-то новое направление. Через обложку, в которой увязываются жизнь, смерть, праздник, изменения, Coldplay тоже старались донести какую-то новую идею.
Неудачный снимок-шедевр
Исполнитель: The Clash
Название альбома: London Calling (1979)
Дизайн: Ray Lowry, фотограф: Penny Smith
– На этой обложке бас-гитарист группы The Clash разбивает гитару о сцену во время концерта, сейчас это действие достаточно привычный символ рока, но то, что происходит на фото, – один из первых таких актов, – поясняет Владимир. – Фотограф Пенни Смит, которая сделала этот снимок, сначала его забраковала, так как не в фокусе, смазанный фон. Но дизайнер убедил её, что это настоящий шедевр. В итоге журнал Q назвал это фото лучшим рок-н-ролльным снимком всех времён. Любопытно, что в оформлении обложки используются цвета, похожий шрифт и расположение надписи, как на обложке первого альбома Элвиса Пресли – Elvis Presley. Дань уважения.
Анонимка от Sex Pistols
Исполнитель: Sex Pistols
Название альбома: Never Mind the Bollocks, Here’s The Sex Pistols (1977)
Дизайн: Jamie Reid
– Замечательная обложка с ярким цветовым решением. Название альбома Never Mind the Bollocks ("Не обращай внимания на эту чушь") зашифровано в изобразительном ряде. Цвет – жёлтый, розовый, такой странный для панка, графическое исполнение, газетные шрифты и отсылка к анонимкам, склеенным из отдельных букв, – всё это заряжено основной идеей альбома и самой революционной музыкой группы.
Танец без оглядки на зрителей
Исполнитель: Cyndi Lauper
Название альбома: She’s So Unusual (1983)
Фотограф: Annie Leibovitz
– Синди Лопер на этой обложке сфотографировала знаменитая Энни Лейбовиц. И мы видим здесь нарочито странную позу, несколько изношенное платье, туфли отброшены в сторону – героиня танцует, и ей плевать, как она выглядит, где это происходит, ей наплевать на всё, кроме того, что её сейчас захватило. Такое настроение – очень частая история в оформлении обложек 60–70-х годов, потому что творческие люди пытались найти свой стиль, свой драйв, а общественное мнение им было не важно.
Последнее фото
Исполнитель: Janis Joplin and the Full Tilt Boogie Band
Название альбома: Pearl (1971)
Дизайн: Camouflage Productions: Barry Feinstein, Tom Wilkes, фотограф: Barry Feinstein, Tom Wilkes
– Эта обложка – одна из самых грустных историй, – продолжает автор идеи выставки Владимир Аветисян. – Вот сидит 27-летняя Дженис Джоплин, в ярких штанах, шляпе, она смеётся, счастлива, в руках – сигарета и бутылка. Фотография максимально жизнерадостная. Но мало кто знает, что после этой съёмки Дженис Джоплин уехала в гостиницу и на следующий день её нашли мёртвой – передозировка или самоубийство. И невозможно поверить и понять, как так произошло: она веселится, вся жизнь впереди, наконец-то у неё начало получаться и в карьере, и всё прекрасно складывается в личной жизни... Несколько часов – и она мёртвая в номере своего отеля.