– Традиционно лидирующее положение занимает английский язык – сейчас он вышел на уровень мирового, на котором говорит подавляющее большинство людей, задействованных в бизнесе, образовании, науке и искусстве, – рассказывает Metro Дмитрий Фёдоров, исполнительный директор образовательной компании "EF Education First – обучение за рубежом". – Причина, по которой язык не теряет позиций: мировое сообщество привыкло к статусу английского как общенационального и не готово от него отказываться. Ещё английский носит статус государственного в Северной Америке, Океании, ряде стран Азии, Карибского региона и Европы. Согласно справочнику языков мира Ethnologue, на английском говорят 1,5 млрд человек – это около 20% населения Земли.
На втором месте по популярности оказался китайский (7%), добавляет эксперт. Спрос на услуги преподавателей китайского в сравнении с прошлым годом вырос на 15%. Также 4% респондентов планируют учить французский и немецкий, по 3% – итальянский и испанский, а 2% хотят взяться за японский.
– Китайский язык занимает второе место по распространённости – на нём говорят 1,1 млрд человек. А китайская экономика на мировой арене занимает первое место, – продолжает специалист. – В России популярность китайского наблюдается с начала 2000-х и, предположительно, связана с подписанным в июле 2001 года Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который установил "всеобъемлющее равноправное доверительное партнёрство и стратегическое взаимодействие" между странами. Однако спрос на китайский язык в 2023–2024 гг. вырос почти в 6 раз по сравнению с 2021 годом.
По словам эксперта, люди проявляют открытый интерес к изучению китайского непосредственно в языковой среде. К сожалению, языковые школы в самом Китае до сих пор закрыты – возможно только короткое сотрудничество по университетским программам. Также после ковида есть трудности с прибытием в страну из-за введения визовой системы. Однако от года к году растёт заинтересованность в изучении китайского в Сингапуре, где он наравне с английским является государственным.
– Японский язык также становится всё более востребованным в бизнес-среде, – отмечает Дмитрий Фёдоров. – В нашей компании каждый 7–8-й запрос на обучение (а это около 12% всех заинтересованных студентов) связан с изучением японского. По данным консалтинговой компании Parrot Analytics, глобальный спрос на аниме-контент в 2021–2022 годах вырос на 118%, что сделало его одним из самых быстрорастущих жанров за время пандемии. Культурный аспект поспособствовал росту популярности Японии в мире и привлёк внимание к языку. Поэтому многие учат японский не столько для коммуникации, а скорее для понимания культурного кода и национальных обычаев.
По словам эксперта, в России также растёт спрос на изучение корейского языка. Экономика Южной Кореи – четвёртая по величине в Азии и 14-я в мире. В мире 80 миллионов человек владеют корейским – на нём говорят в Северной и Южной Корее, а также в анклавах корейских иммигрантов.
– Среди российской молодёжи наблюдается рост заинтересованности в изучении корейского языка, однако он значительно уступает интересу непосредственно к культуре страны, – рассказывает эксперт. – По данным EF, запрос на изучение английского языка в Корее превышает запрос на изучение корейского. Далеко не все понимают, что Корея совершенно не англоязычное государство – в мировом рейтинге уровня владения английским она находится на 7 позиций ниже России. А значит, знание корейского станет приятным бонусом, который поможет предпринимателям получить расположение азиатских коллег.
Корейцы трепетно относятся к тем, кто говорит на их языке, добавляет специалист. В отличие от японцев, которые могут быть несколько предвзяты к иностранцам, общающимся на их языке, в Корее даже знание элементарных фраз "здравствуйте" и "спасибо" поможет выстроить человеческие отношения и благотворно повлиять на развитие бизнеса. Сложность заключается в том, что корейцы говорят бегло, из-за чего возникают трудности с пониманием.