Как Серов сроднился с Мамонтовыми
Вера Саввишна Мамонтова, та самая девочка с персиками, чей портрет хранится сейчас в Третьяковской галерее, была дочерью известного мецената, крупного промышленника Саввы Ивановича Мамонтова и его любящей жены Елизаветы Григорьевны.
– Верочка была четвёртым ребёнком в семье. Всего у Мамонтовых было пять детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра. Любопытно, что первые буквы имён детей, если смотреть по порядку рождения, образуют имя их отца, – рассказывает Metro Элеонора Пастон, главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века Третьяковской галереи. – Верочка была в семье исключительным ребёнком, выделялась своим бойким нравом, энергией и красотой. Хотя все дети Мамонтовых были очень талантливы: Сергей стал известным литератором и театральным критиком, Андрей, который очень рано умер, был многообещающим художником, Всеволод был незаменимым помощником своего отца во всех делах... Дети активно участвовали во всех затеях Абрамцевского художественного кружка, в домашних спектаклях, в деятельности художественных мастерских. Это была очень дружная, счастливая, любящая семья.
Абрамцевская усадьба Мамонтовых (ныне подмосковный Музей-заповедник "Абрамцево") была местом силы для многих талантливых людей. Дом всегда был полон художниками, здесь жили и творили Васнецов, Репин, Поленов, Коровин, Врубель… Валентин Серов впервые попал в Абрамцево в 1875 году, когда ему было всего 10 лет.
– Мама Серова была композитором, общественным деятелем, просветителем, она часто оставляла сына в разных семьях друзей погостить, пока была занята работой. Можно сказать, Валентоша, или Тоша, или Антон, – именно это имя прижилось в семье Мамонтовых – буквально вырос вместе с сыновьями Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны. С Верочкой у них разница была 10 лет. Когда Серов появился в доме, девочка только родилась, – продолжает Элеонора Викторовна. – Абрамцево в жизни Серова имело огромное значение, здесь он получил и домашнее тепло, и заботу, Елизавету Григорьевну он называл второй мамой. Знаменитый портрет "Девочка с персиками" стал возможен только благодаря абсолютно дружественному отношению Валентина Александровича с Верой Мамонтовой, со всей этой семьёй, ведь связь художника с Мамонтовыми была почти родственная.
Валентин Серов потом вспоминал много разных детских проказ в имении Мамонтовых, в том числе как однажды он с сыновьями Саввы Ивановича решили покататься на льдинах. Так как Серов был небольшого роста, самый маленький из них, ребята стали перебрасывать его друг другу с льдины на льдину. Он упал в воду, заработал воспаление лёгких, Елизавета Григорьевна заботливо выхаживала мальчика, и Серов был благодарен и признавался в любви ей до конца жизни.
Богиня, Яшка-непоседа, или девочка с персиками
Художники называли Верочку "абрамцевской богиней", прелестью. Она была очаровательным ребёнком, шустрой, резвой, очень красивой. Была у неё одна особенность – она обожала "якать". Везде и всегда: "Я, я, я..." За это домочадцы её прозвали Яшкой, у которой был свой Яшкин дом. Недалеко от Абрамцево Савва Мамонтов построил дачу-студию, где позднее жили и Репин с семьёй, и Васнецов, писавший здесь своих "Богатырей". Когда дом только строили, Верочка приходила на стройку и постоянно говорила: "Это мой дом!" В итоге эту дачу так и назвали "Яшкин дом" в честь любимой Яшки. Но всё-таки миллионы поклонников живописи знают Веру Мамонтову именно как девочку с персиками.
– Абрамцево было приобретено Мамонтовыми в 1870-х годах, и практически сразу они купили и посадили там персиковые деревья. Специальный садовник за ними ухаживал. В доме всегда были персики из личной оранжереи. И вот однажды, когда 22-летний Серов жил в усадьбе Мамонтовых, он наблюдал картину, как 11-летняя Верочка раскрасневшаяся вбежала в столовую, присела на краешек стула и протянула руку к персикам. Момент наполненности комнаты светом, летним воздухом, природа за окнами абрамцевского дома, живая девочка, оторвавшаяся ненадолго от детских игр, – это всё так покорило художника, что он решил писать её портрет, – продолжает научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон. – Работа длилась больше месяца. Требовался настоящий героизм, чтобы такая активная девочка в жаркие августовские дни оторвалась от забав и бездвижно позировала каждый день. И это стало возможным только благодаря её расположению к своему старшему другу-художнику Валентоше Серову.
Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров. Валентин Серов о работе над картиной "Девочка с персиками"
Портрет – подарок на свадьбу с русским
Верочка вдохновила многих художников. В более раннее время её писал и Николай Кузнецов, портрет исчез после Великой Отечественной войны. Виктор Васнецов написал 16-летнюю Верочку, создав картину "Девушка с кленовой веткой".
– Виктор Михалыч очень любил Верушку, она была ближайшей подругой его дочери Татьяны, – уточняет Элеонора Пастон. – Когда он написал этот портрет, то сказал, что подарит его Верочке, только если она выйдет замуж за русского. Дело в том, что она с мамой и братьями часто проводили зимы в Италии, и Васнецов опасался, что его любимица может увлечься итальянцем. В итоге художник подарил портрет Александру Дмитриевичу Самарину, когда тот стал мужем Верочки.
Пара поженилась в 1903 году. Самарин – интеллигентный, глубокий человек, потомственный дворянин, долго не мог осуществить свою мечту. Браку препятствовали родители, которые не хотели родниться с купеческой семьёй. После смерти отца Самарина свадьба состоялась. Брак был очень счастливым, но коротким.
– В 1907 году Верочка, покупая подарки к Рождеству детям – а к этому времени у супругов уже было трое детей – подхватила воспаление лёгких и за три дня сгорела, – говорит эксперт. – Детей Верочки растила младшая сестра Александра Мамонтова. Александр Дмитриевич в окрестностях Павловского Посада построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево в память о своей любимой жене. Сейчас этот храм восстанавливается силами прихожан. Александр Самарин сделал блестящую политическую карьеру, но в 1919 году был арестован, позже отправлен в ссылку, куда за ним поехала дочь Елизавета. В общем, судьба семьи после революции была довольно тяжёлой.
Врубель и его мрачный рисунок
Михаил Врубель тоже часто бывал в доме Мамонтовых в Москве и в Абрамцево, работал в гончарной мастерской, устроенной Саввой Ивановичем в абрамцевской усадьбе, а потом перевезённой в Москву на Бутырки. Он запечатлел Верочку в скульптуре "Египтянка" ("Тайна"). Черты девушки прослеживаются и в рисунке Врубеля "Тамара в гробу", служащей иллюстрацией к поэме Лермонтова "Демон".
– Неверно говорить, что Михаил Александрович Врубель написал Верочку в гробу и это стало предзнаменованием её ранней кончины. И близко нет, здесь не было никакой мистики, – уверена Элеонора Пастон. – Врубель часто невольно воплощал в своих персонажах черты близких ему людей. Художник испытывал к Верочке особые чувства, относился к ней как к "абрамцевской богине". Её черты, по свидетельству её брата, Всеволода Мамонтова, он передал и в "Снегурочке", картине, начатой им в Италии в 1891 году, но так и не осуществлённой.
Потомки Веры Саввишны тоже любят домашний театр
Подробно изучить семейное древо Мамонтовых и рассмотреть живые фотографии "девочки с персиками" и "девушки с кленовой веткой" можно в Музее-заповеднике "Абрамцево". Как рассказали Metro в пресс-службе музея, после 1918 года, когда усадьба Абрамцево стала национальным достоянием, потомки Саввы Мамонтова активно участвовали в её судьбе. Александра Саввишна была первым директором музея в послереволюционные годы. Всеволод Саввич помогал возрождать музей на рубеже 1940–1950-х годов.
Внук Веры Саввишны, доктор геолого-минералогических наук Сергей Николаевич Чернышёв долгое время был сотрудником музея, до того как принял монашеский постриг. Нам удалось поговорить с его сыном Николаем Сергеевичем Чернышёвым.
– Из трёх детей Веры Саввишны Мамонтовой (Юрий, Сергей и Елизавета) к настоящему времени существует только линия, происходящая от Елизаветы Александровны Чернышёвой (урождённая Самарина). Это два внука Веры Саввишны: монах Варфоломей (Сергей Николаевич Чернышёв) и Иван Николаевич Чернышёв, четыре правнука, тринадцать праправнуков и трое потомков в пятом поколении. Так что нас довольно много. Хорошим толчком к укреплению общения для нас стал 180-летний юбилей Саввы Ивановича Мамонтова, который мы отметили в 2021 году, в том числе благодаря неравнодушным людям в руководстве Московской государственной консерватории и Московской духовной академии, – рассказал Metro Николай Чернышёв. – Такие мероприятия, конечно, способствуют и сохранению общесемейной памяти, и развитию традиций.
Барышни у нас все умницы и красавицы, и это точно наследственное от Мамонтовых, Самариных, Чернышёвых, Щельцыных и всех родов, которые в них обрели своё продолжение. Николай Чернышёв, правнук Веры Саввишны Мамонтовой
По словам правнука Веры Саввишны, традиции знаменитых предков в семье сохраняются и в именах детей – сейчас в семье есть два Саввы, Вера, Александра – и в домашних театральных постановках, самодельных играх, да и просто во взаимоотношениях между членами семьи.
– Приятно, что сохранение мамонтовских традиций, в частности художественного кружка, получает теперь поддержку на уровне руководства страны, например, я только что вернулся с пленэра "Жизнь и дорога Саввы Мамонтова", реализуемого при поддержке гранта президента Российской Федерации, – рассказал Николай Чернышёв.
Люблю ли я персики? Не очень, из них течёт сок! Николай Чернышёв, правнук Веры Саввишны Мамонтовой
Что касается портрета "Девочка с персиками", то, по словам нашего собеседника, в семье он назывался "Портрет Верушки" с ударением в имени на первый слог, так именовали Веру Саввишну родные и близкие люди в число которых, конечно, входили и Валентин Серов и Виктор Васнецов:
– Для меня этот портрет – живая связь времён и ещё одно подтверждение того, что смерти нет.