Прозаик, финалист премий "Большая книга" и "Ясная Поляна" Анна Матвеева уже обращалась к историям великих полотен в книге "Картинные девушки. Музы и художники: от Рафаэля до Пикассо". Героями её нового сборника эссе, вышедшего в "Редакции Елены Шубиной", стали ещё 10 художников и натурщицы, своеобразные соавторы их шедевров. Диего Веласкес, Иван Айвазовский, Эдвард Мунк, Аркадий Пластов и другие....
Жена Кустодиева была не похожа на "кустодиевских купчих"
Из книги можно узнать историю любви Бориса Кустодиева и Юлии Прошинской, которая ничем не напоминала пышнотелых кустодиевских красавиц-купчих. "Дорогая Юлик", как называл художник жену, стала для него не только супругой, самым преданным другом, но и ангелом-хранителем, которая продлила его жизнь и годы творчества, когда он оказался в инвалидном кресле.
Анатолий Зверев и Оксана Асеева
Прочитав эссе про Анатолия Зверева и его музу Ксению (Оксану) Асееву, можно понять, как любовь помогает рассмотреть особую красоту в человеке. 38-летний Зверев влюбился во вдову поэта Николая Асеева, когда ей было 76 лет. Но на портретах художника она всегда предстаёт молодой и прекрасной.
– Анатолий Зверев вёл странный образ жизни, и к нему можно относиться по-разному, но портретист он фантастический. Он писал безостановочно, только это и делал: или рисовал, или пил. Если он видел какую-то девушку с интересным лицом, он говорил: "Иди сюда, детуля, я тебя увековечу", – рассказывает Анна Матвеева. – При этом Зверев легко расставался со своими работами, дарил портреты знакомым, как говорится, от живота веером. Как мне объяснили в его музее, в нашей стране картины Зверева никогда не будут стоить огромных денег, потому что его работ много в принципе.
Иван Крамской и его "Неизвестная"
Как признаётся автор "Картинных девушек", несмотря на то, что все герои отобраны были для сборника с любовью, сердце её в этой книге всё же отдано Ивану Крамскому.
– Настолько поразила меня его история, история взаимоотношения с собственным даром, пренебрежение этим даром, – говорит прозаик. – Крамской – невероятный трудоголик. Он мечтал состояться как исторический живописец, какими были Суриков, Репин. Но у него был дар портретиста, блестящего и несравненного. Хотя сам художник считал это каторгой, уверял, что портреты он пишет исключительно для того, чтобы зарабатывать и кормить семью. Представляете, какая трагедия – не осознавать собственный дар, считать проклятьем то, что и есть твой талант... И ведь это частая история для творческих людей.
Главу про знаменитое полотно "Неизвестная", которое Иван Крамской написал за 4 года до смерти, писательница назвала "Известная", хотя Крамской ни в письмах, ни в дневниках не оставил упоминаний о героине своей самой знаменитой картины. Мифов и легенд о прототипе "русской Джоконды" очень много. Писательница последовательно разбирает в книге самые яркие версии и делает свой вывод.
Джон Сарджент, мадам Икс и упавшая бретелька
Анна Матвеева считает, что девушкам с картин не стоит завидовать, судьбы их, как правило, были трагичны. Быть музой и женой талантливого художника – труд тяжкий и неблагодарный. Иногда достаточно и один раз стать натурщицей, чтобы сломать себе жизнь. Так случилось с парижской светской красавицей Виржини Амели Готро, женой французского банкира Пьера Готро. Сарджент написал её портрет с упавшей бретелькой. И это был настоящий скандал.
– Первые показы картины вызвали небывалый скандал, портрет был признан неприличным. Репутация Готро была разрушена, её мать отказалась покупать эту работу. И даже несмотря на то, что Сарджент "вернул на место" бретельку, никто не хотел иметь с ним дело и обращаться к нему за новыми работами, – рассказывает писательница. – В расстроенных чувствах он уехал из Парижа, где его все клеймили, и начал карьеру в Лондоне, по сути, с нуля. И у него всё получилось. Он смог заработать себе и славу, и деньги, а бедная Амели просто перестала быть кому-то интересной. Для портрета у другого художника она вновь просит написать её без бретельки, и это крик о помощи: да обратите наконец на меня внимание! Готро спустя годы даже написала и самому Сардженту с просьбой отправить её портрет на выставку. Но тот ей довольно холодно ответил. Амели, пережив развод и смерть дочери, умерла в возрасте 56 лет. И только тогда Сарджент передал её портрет, который был заперт в его мастерской, в Музей искусств Метрополитен (Нью-Йорк), но с указанием, что имя модели не должно нигде фигурировать. Картина была названа "Портрет мадам Икс". Он не отдал Амели её славу даже после смерти.
Читайте также: