Поэт Андрей Вознесенский – выпускник Архитектурного института – был ещё и художником. Более того, он не только рисовал, но и делал арт-объекты, которые называл "видеомы". Metro выбрало самые оригинальные видеомы, а куратор выставки Дмитрий Хворостов про них рассказал.
"Мать-мать..."
– Во время своей поездки в Америку в 1978 году Андрей Вознесенский провёл несколько дней в шелкографской мастерской классика поп-арта Роберта Раушенберга, который работал с образами массовой культуры, заимствованными из газет и журналов. Совместно с Раушенбергом поэт сделал шесть видеом, он зачитывал американскому художнику свои стихи на русском и на английском, объяснял, что они значат. Потом признавался, что "Боб был под впечатлением". Самая известная из этих видеом "Мать-мать...", идею кольца предложил как раз Раушенберг.
"Чайка – плавки Бога"
– Это один из первых примеров однострочной поэзии Вознесенского. Он всегда много размышлял о том, как текст может выглядеть визуально, каким шрифтом его напечатать, как расположить на бумаге – в этом смысле Вознесенский наследует традиции русского авангарда. Он был фанатом Маяковского, его всегда привлекали визуальные эксперименты с текстом, которыми занимались футуристы. В конце 70-х Вознесенский сделал огромное количество палиндромов и рисунков к своим стихам. Но в 1980-е он как будто забывает про свои художественные поиски и его книги выходят практически без иллюстраций.
"Осы Осипа"
– В 1990-е гг. Андрей Вознесенский возвращается к видеомам. Они посвящены поэтам – Есенину, Пастернаку, Мандельштаму... Многие построены на визуальных рифмах. Например, эти осы мучительно звенят по всем строкам Мандельштама: "Оссиан", "острог", "особь" – "ос", "ос", "Осип"… Вознесенский писал: "Как пушкинская Татьяна выводила на морозном стекле вензель "О", так и Мандельштам бессознательно вписывает свои "О" в морозные узоры четверостиший".
Кстати. Сначала Андрей Вознесенский придумал слово "видухи", но заменил его на более благозвучное "видеомы", чтобы не было рифмы со словом "чернуха".
"90-е эхо 60-х"
– Андрей Вознесенский проводил параллель между 60-ми и 90-ми и в этой видеоме сыграл на визуальной рифме: шестёрка – перевёрнутая девятка. Ноль, круг, дырка – важный образ для поэта. Для него "О" – это открытое горло, инструмент оратора или символ крика толпы, которая скандирует на стадионе. "О" отличается от других букв тем, что она уже геометрическая фигура.
"Никита Хрущёв"
– Эту работу Вознесенский сделал в ответ на тот громкий случай в Кремле, когда в 1963 году Никита Хрущёв жёстко раскритиковал тогда 29-летнего поэта Андрея Вознесенского.
"Хрущёв был шоуменом эпохи ТВ, визуальной эры. Один башмак в ООН чего стоит! Не ведая сам, он был учеником сюрреалистов, их хэппенингов. Хрущёв восхищает меня как стилист", – говорил спустя годы Андрей Вознесенский.
"Ипатьевская баллада"
Этот арт-объект никогда прежде не выставлялся.
Этот скрипичный ключ деревянный,
Свет заоконный, узор обманный.
Видели те, кто расстрелян в упор.
"Ипатьевская баллада". Андрей Вознесенский
– В 1975 году Вознесенский посетил Свердловск (Екатеринбург), его встретили официальные лица, спросили, что бы он хотел увидеть. Поэт попросил показать Ипатьевский дом. Ему возразили, что это ни к чему, дом полуразрушен, там был склад, хранилась картошка. Но ему повезло, что какой-то комсомолец вызвался его провести. В доме не было света, повсюду пыль, грязь, запустение. Вознесенский спустился в подвал, где в 1918 году расстреляли последнего российского императора с семьёй, – в подвале только темнота и ящики картошки. И вдруг он увидел единственное окошко, сквозь которое в подвал попадает лучик света, и представил, как перед смертью точно такой же лучик видели члены царской семьи… Поэт встал на ящик, выдернул из рамы эту деревянную фрамугу и убежал.
В 1977 году дом Ипатьева снесли, в 2003 году на его месте построили Храм-на-крови.
Мы думали, как необычно отметить 90-летие со дня рождения Андрея Вознесенского, и решили обратиться к той части его творчества, которая мало известна читателям. Возможно, многие удивятся, что его художественные работы не менее талантливые, чем стихи. Он рисовал постоянно и признавался, что поэтические строки к нему приходили в виде визуальных образов. Ольга Варцева, генеральный директор Центра Вознесенского