Как волонтёры помогают детям обрести приёмные семьи и воссоединиться с родными

15 мая отмечается Международный день семьи. Волонтёры рассказали Metro, как они помогают детям обрести счастливые семьи – родные и приёмные
Как волонтёры помогают детям обрести приёмные семьи и воссоединиться с родными
ИЗ АРХИВА БФ "ВОЛОНТЁРЫ В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-СИРОТАМ"
Татьяна с дочкой Василисой

Чужая дочка стала родной

Василисе 9 лет, у неё есть любящие родители и братья. Татьяна взяла в семью девочку, когда той было 4 года, забрав её из больницы, где малышка находилась на длительном лечении.

Рассказывает Ольга Соловьёва, волонтёр фонда "Волонтёры в помощь детям-сиротам":

– У Василисы врождённое заболевание, родители отказались от неё в роддоме.

Мы организовали для неё лечение, я написала о девочке на форумах для приёмных родителей. Так мы познакомились с Татьяной. Она увидела фото и, собрав документы, приехала в Москву из Свердловской области.

Оказавшись в семье, ребёнок не понимал, кто эта женщина, почему её надо слушаться. Помог младший сын Татьяны: играл с девочкой, у них появились общие интересы. Василиса заново проживала свою детскую жизнь, играя поначалу игрушками для младенцев. Это очень важно для детей, лишённых родителей в раннем детстве.

У детей, которые провели несколько лет жизни в учреждении, нарушено восприятие взрослых. Для них все – мамы. Татьяна рассказывала, что Василиса залезала к гостям в сумки в поисках гостинцев. Это не потому, что ребёнок такой приставучий, это следствие травмы от жизни в детдоме.

Сейчас, по прошествии 9 лет, Василису не отличишь от домашнего ребёнка. Мечта Татьяны о дочке сбылась.

Бабушка увидит внуков

Случаи, когда опека забирает детей у любящих родственников, – не редкость. Елена Ильенко, сотрудник того же фонда, рассказывает:

– У нас была одна тяжёлая семейная история. Бабушка Алла участвовала в воспитании троих внуков с рождения. Её сын расстался с женой, та через какое- то время скончалась. Сын Аллы, гражданин Украины, после очередной поездки на родину не смог получить разрешение на въезд в РФ.

Пара изначально жила гражданским браком, отец детей не был вписан в свидетельства о рождении. И органы опеки забрали внуков у любящей бабушки, так как она не смогла подтвердить родство. Сотрудники службы могли оформить предварительную опеку на бабушку, и дети бы остались в семье. Но они попали в приют.

Позже дядя умершей матери согласился стать их опекуном, но в итоге отказался от воспитания детей. Бабушка боролась. Алле объяснили, что единственный путь вернуть детей – официальный. Она прошла школу приёмных родите- лей но, когда получила все нужные бумаги, узнала, что детей успела забрать другая семья.

Внуки переехали из Москвы в Ростов. Начались суды, очередной из них на- значил ей генетическую экспертизу, установившую, что Алла – родная бабушка.

– Сейчас, когда суд определил порядок общения Аллы с внуками, мы будем помогать ей восстановить контакт с ними. Это непросто, так как приёмные родители настроили детей против неё, – рассказывает Елена Альшанская, президент БФ "Волонтёры в помощь детям-сиротам".

Сын остался с мамой

– Есть случаи, когда опека внимательно относится к сложным семьям, – рассказывает Анастасия Геласимова, координатор одного из проектов фонда. – В прошлом году к нам обратилась мама семилетнего ребёнка с особенностями развития. Марина живёт с сыном одна, не работает, отец помогает финансами. Сама мама тоже с ментальными особенностями.

Мама не очень представляла, как заниматься с Никитой. Иногда водила его на развивающие занятия. При этом Марина всегда была очень привязана к сыну, давала ему много ласки и любви.

Ребёнок в силу своих особенностей мог рвать бумагу, ломать игрушки. Мама не очень справлялась по дому, однажды вызвала клининговую службу, а те, испугавшись того, что увидели, позвонили в полицию.

Маму вызвали на комиссию по делам несовершеннолетних. Там её напугали, сказали, что отберут ребёнка, если она не выполнит ряд требований: убрать квартиру, заняться реабилитацией сына, оформить ему инвалидность.

– Мы стали помогать этой семье. Пообщались с папой, он не подозревал, что состояние бывшей супруги критично. Включился, организовал клининг, нанял няню. Мы в свою очередь занялись состоянием мамы, подключили психиатра и психолога. Через полгода после начала работы вопрос опеки об изъятии ребёнка был снят.

1174 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывалось в РФ на конец 2021 года
Произвольность действий опеки заложена в законодательстве, нужна его реформа.
Елена Альшанская, "Волонтёры в помощь детям-сиротам"