Как "великому консультанту" Киссинджеру удавалось влиять на мировой порядок

Ровно месяц назад легенда мировой дипломатии Генри Киссинджер ушёл из жизни. В цикле "История лиц" Metro рассмотрело его неоднозначную личность с разных сторон
Как "великому консультанту" Киссинджеру удавалось влиять на мировой порядок
Central Press / Getty
Генри Киссинджер в сентябре 1973 года.

"Таких там больше не делают"

"Легендарный стратег", "всемирный консультант" и "внешнеполитический гуру". Так называли неоднозначного американского дипломата Генри Киссинджера журналисты в разные времена. Кто-то его резко критиковал и обвинял, кто-то соглашался с его мыслями, но равнодушно к нему не относился никто.

29 ноября этого года Киссинджера не стало. На век "гроссмейстера дипломатии" – на "век" в прямом смысле, Киссинджер прожил полных 100 лет – выпали все катаклизмы XX века, включая и Вторую мировую войну, и Карибский кризис, и войну во Вьетнаме.

Большую часть жизни Киссинджер посвятил развитию международных отношений. Несмотря на то, что официальные посты он занимал всего несколько лет, в политике дипломат всё равно оставался очень долго, вплоть до последних дней. Будучи уже столетним человеком, в июле этого года он прилетел в Пекин, чтобы лично увидеться с китайским лидером Си Цзиньпином.

Си Цзиньпин (справа) и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер (слева) встречались несколько раз. На фото – их встреча в 2015 году.
Pool / Getty Images
Си Цзиньпин (справа) и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер (слева) встречались несколько раз. На фото – их встреча в 2015 году.
ЦИТАТА
Тот случай, когда с личностью действительно ушла эпоха. Как говорится, таких там больше не делают",
— вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.

Что позволяло Киссинджеру, который даже не был рождён в Штатах, так долго оставаться в рядах политической элиты и давать советы президентам? Какие качества помогали ему с 60-ых годов влиять как на умы политиков и дипломатов, так и рядовых людей, и близко не желающих власти? 

Metro попробовало ответить на этот вопрос разносторонне, прибегнув к помощи историка и физиогномиста.

Придумывал афоризмы, обожал публику и тайную дипломатию 

Первое, что можно отметить в личности Киссинджера, – это его умение сделать себя "с нуля". Будущий дипломат родился в 1923 году в Германии в религиозной еврейской семье. Отец – школьный учитель, мать – домохозяйка. Когда Киссинджеру было 15, его семья бежала в США после того, как немцы приняли законы против евреев. 

В 20 лет Киссинджер получил американское гражданство, и его призвали в армию США. Там он впервые получил должность благодаря интеллекту: сначала из-за знаний немецкого его делают военным переводчиком, а потом разведчиком. 

После армии Киссинджер становится студентом Гарвардского университета, где получил степень бакалавра политологии, а затем стал доктором наук. С 1954 по 1969 год был преподавателем в этом учебном заведении. 

Цифра
388
страниц было в дипломной работе Киссинджера. Она называлась "Значение истории: размышления о Шпенглере, Тойнби и Канте". До сих пор это самая большая бакалаврская диссертация в истории Гарварда.

Политическая карьера Киссинджера началась в конце 1960-х. С 1969 по 1975 год он занимает пост советника президента США по национальной безопасности. Тогда у руля США стоял Ричард Никсон. В этот период Америка налаживает отношения с КНР, но главное – начинается политика разрядки в отношениях с СССР. В мае 1972 года Киссинджер и Никсон приезжают в Москву, и Брежнев лично катает Киссинджера на подаренном американской стороной автомобиле Cadillac Fleetwood.

Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев (слева) и Госсекретарь США Генри Киссинджер (справа) во время визита американской делегации в Москву.
Эдуард Песов / © РИА "Новости"
Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев (слева) и Госсекретарь США Генри Киссинджер (справа) во время визита американской делегации в Москву.

В 1973 году Киссинджер получает Нобелевскую премию мира за Парижское мирное соглашение, которое на время прекратило войну во Вьетнаме. В этом же году он на 4 года становится госсекретарём США.

– Несмотря на все свои успехи, Киссинджер всё равно был для американской системы инородным элементом, который приехал в США ни с чем и сделал себя сам. Поэтому многие всё равно воспринимали его негативно, так как он не был носителем американской геополитической и геологической ДНК, – говорит Антон Гришанов, главный научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России. – Возможно, если бы не это, он бы продержался на государственных постах и дольше.

ЦИТАТА
Его смерть была встречена множеством заявлений и публикаций людей, считающих его военным преступником
— Антон Гришанов, главный научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России.

Второе, что можно отметить в Киссинджере, – то, как он подходил к решению вопросов. А именно – практично. Эксперт говорит, что Киссинджер был человеком, который старался строить отношения с другими странами, отталкиваясь от реальности, а не от идеологии. Ещё это называют realpolitik.

– Он был прагматиком, циником, и в США до сих пор есть огромное количество его недоброжелателей. Но в других странах мира, в частности, в России, в Китае, отношение к нему другое. Потому что именно прагматизма и отсутствия мессианства во внешней политике американцам до сих не хватает, – говорит специалист. – Киссинджер не может считаться другом российского государства, но в годы Холодной войны он показал, что можно быть оппонентом, с которым возможно договариваться, работать и взаимодействовать.

Наконец, Киссинджер отличался невероятно образным мышлением. За свою жизнь он написал порядка двадцати книг, которые до сих пор читают не только государственные люди, но и обыватели. 

– Киссинджер обладал способностью ёмко, доходчиво и интересно формулировать мысли – не только письменно, но и устно. Он много выступал, отличался удивительным остроумием, и как считают его современники, долгое время оттачивал формулировки, которые потом становились афоризмами, – объясняет Metro Антон Гришанов. 

Несмотря на то что "старина Генри" обожал публику, огромное внимание он уделял тайной дипломатии. В обстановке полной секретности он мог организовывать диалог с другой страной – в первую очередь с Китаем и СССР. И зачастую об этом не знали даже в американском госаппарате. Так, в одном из своих интервью Киссинджер признался, что до официального визита в Москву уже бывал в СССР в качестве "преподавателя".

Супруги Нэнси Киссинджер (слева) и Генри Киссинджер (справа) прибывают в Белый дом на ужин 19 января 2011 года в Вашингтоне.
Brendan Smialowski / Getty Images
Супруги Нэнси Киссинджер (слева) и Генри Киссинджер (справа) прибывают в Белый дом на ужин 19 января 2011 года в Вашингтоне.

Мог быть главой психиатрической клиники

Можно ли узнать, что человек был далеко не заурядным, изучив лишь фрагменты его портрета? Чтобы выяснить это, Metro обратилось к физиогномисту Екатерине Ванчиновой, которая, по традиции, проанализировала не цельное фото, а лишь фрагменты – уши, нос, лоб, рот.

– Это человек обладал такими качествами, которые присущи учёным, учителям, врачам – но больше всё-таки именно людям в научной деятельности, – делает вывод специалист. Отчасти это верно: несмотря на то, что Киссинджер занимался политикой, он также написал много работ по дипломатии и геополитике и преподавал.

Форма лица, веки и линия роста волос Киссинджера говорят о его умении сильно концентрироваться, когда человек погружается куда-то с головой и большую часть своей силы, энергии и внимания направляет только на одну сферу жизни.

– Радел о людях, но видеть их не хотел. Именно поэтому это всё-таки больше учёный, который будет что-то разрабатывать для всех сразу, но в частные практики уходить не захочет. При всём своем нежелании видеть людей, он достаточно неплохо в них разбирался, улавливал настроение и мог прочесть человека, как книгу. Глубинное понимание человеческих реакций и в целом психологии могли бы сделать его терапевтом, даже главой психиатрической клиники.

Если сферу деятельности физиогномисту удалось определить не совсем точно, то вот характер она описала буквально словами современников Киссинджера.

– Этот человек был реалистом, стратегом и аналитиком, – говорит Екатерина Ванчинова. – Он умел мастерски структурировать информацию и вычленять суть из хаоса.

Президент Никсон и Генри Киссинджер в январе 1974 года.
National Archives / Getty
Президент Никсон и Генри Киссинджер в январе 1974 года.

При этом, отмечает физиогномист, Киссинджер был ранимым человеком и довольно близко принимал к сердцу всё, что происходило вокруг. В частности, лоб указывает на то, что в районе 36 лет в жизни дипломата произошло что-то перевернувшее его мир с ног на голову.

Мы не можем точно установить, что повлияло на Киссинджера в то время, однако известно, что примерно в этом возрасте дипломат опубликовал отчёт "Международная безопасность: военный аспект" для Фонда братьев Рокфеллеров. Отчёт этот был сильно раскритикован за то, что выводы в нём были ошибочны и нежизнеспособны. Киссинджер признал это и даже отказался от своей работы, чего ранее никогда не делал. Репутация дипломата была подмочена. Лишь вышедшая в 1961 году книга "Необходимость выбора" помогла Киссинджеру реабилитироваться и улучшить имидж в глазах общественности.