Насколько востребована ваша профессия?
В целом востребована. Но есть страны, в которых фудстилистов намного больше, чем у нас. В США есть курсы, где можно получить все необходимые знания, там вы можете подобрать для себя хорошую литературу о фудстилистике. В США есть даже профсоюз фудстилистов!
В России фудстилистика – новое, молодое направление. Есть ребята, которые делают качественные фотографии, но они больше подходят для блогов в Instagram. Перед ними не ставят жёстких задач, им не говорят, что должно попадать в кадр, какие необходимо использовать цвета. Специалистов, которые работали бы по жёстким ТЗ, у нас меньше.
Как вы пришли в профессию?
Я работала веб-дизайнером, занималась обработкой фотографий. И однажды стала фотографировать еду. Я люблю готовить и понимаю, как продукты должны выглядеть в кадре. Эти знания помогают избегать ляпов.
Фотографировать еду я стала до появления Instagram и Facebook, ещё во времена ЖЖ. Я выкладывала свои работы в Интернете, после чего мне стали поступать предложения. У меня хорошо получалось, клиенты были довольны тем, как на моих фотографиях выглядели продукты. Они получались свежими, аппетитными. После этого я стала ещё основательнее изучать фотосъёмку, выяснять, как ставить свет, как подбирать ракурс. И прочла все книги о фудстайлинге на английском. Хотела пойти на курсы, но в России их тогда не было.
Тогда я поехала к фудстилистке из США Дениз Вивальдо. Ходила на её курсы, где познакомилась с ребятами из Сингапура, Новой Зеландии. Мы вместе выполняли различные задания, работали с новыми технологиями. Этот опыт не раз пригодился мне на практике.
Как стать фудстилистом?
В России пока не все понимают, чем занимается фудстилист. Считается, что это фотограф, который сам может красиво подать продукт. Я умею делать и то и другое. Хотя на самом деле фудстилист – специалист, который оформляет стол, подготавливает еду к фото- и видеосъёмке и делает всё это красиво. Он не обязан быть ещё и фотографом, это уже отдельный работник, который просто классно фотографирует еду. В свою очередь фотограф не должен уметь её готовить, сервировать стол.
Когда я только начинала работать, приходилось делать всё – не всегда удобно заказывать стороннего фотографа. Но стоит выйти на новый уровень работы, как появляются большие и сложные проекты. И тогда актуальнее становится командная работа, важно, чтобы процесс шёл максимально эффективно. На таких проектах я всегда работаю фотографом и приглашаю команду, работой которой руковожу: фудстилиста, дизайнера, реквизитора.
На видеосъёмках, как правило, присутствует огромная команда, и у тебя есть только одна задача – готовить еду к съёмке, стараться делать так, чтобы она выглядела аппетитно и классно.
Освоить профессию с нуля не проблема, только нужно быть терпеливым, "гореть" любимым делом, изучать литературу, узнавать, как правильно сервировать, как подбирать цвета и продукты, как подавать блюда, какие использовать приборы, находить верные сочетания.
Но начинать можно с малого. Что-то самому готовить и фотографировать, потом анализировать, получается или нет, сравнивать свои снимки с работами профессионалов.
От кого в основном поступают заказы?
Клиенты у меня разные – компании, агентства. Например, я сотрудничала с книжными издательствами, журналами "Гастроном", "Домашний очаг", Men's Health. Было также немало проектов с упаковкой для рекламных и брендинговых агентств.
Приглашают работать на динамичные съёмки, когда нужно снимать меню для ресторанов, кафе, баров. Ты работаешь с шеф-поваром, изучаешь его подход. Это всегда красиво, незаурядно, узнаёшь много нового. Просят фотографировать и фастфуд. В этом случае мы используем простую посуду, то есть нет возможности играть на сервировке, но при этом нужно показать еду в лучшем свете.
Со временем у меня выработалось одно очень простое требование к клиентам. Бюджет не всегда имеет для меня решающее значение. Фирма может быть маленькой, но очень важно, чтобы она производила что-нибудь действительно вкусное. Это может быть чурчхела или колбаса, не принципиально. Если клиенты верят в свой продукт и стараются делать его лучше, то это мои клиенты. Буду с радостью с ними сотрудничать.
Расскажите про работы, которыми вы особенно гордитесь.
Как-то делала календарь по мотивам картин художников-импрессионистов. Складывала картины из продуктов. Старалась, чтобы цвета продуктов соответствовали краскам на картине. Важно было также правильно подбирать продукты. Например, для картины японского художника Кацусика Хокусая я брала продукты, традиционные для Японии: рис, красный чай, рыбу.
Был успешный опыт работы с упаковкой для соков Rich. Меня порадовало, что проект, который я когда-то для них создавала, востребован и сейчас.
Запомнился проект для "Азбуки Вкуса", снимали во всех отделах. Времени на это ушло немало, но было интересно. А недавно были видеосъёмки для каши "Геркулес" ("Русский продукт"). Съёмка получилась яркой и стильной, удалось показать фрукты максимально аппетитно и сочно. На этой съёмке я исполняла роль фудстилиста и режиссёра.
С какими сложностями обычно сталкиваетесь?
Главная проблема – когда у клиента нет чёткого задания на съёмку или понимания, какой результат он хотел бы получить. Остальное решаемо. Если вам не хватает знаний, как сервировать стол, какие продукты использовать, можно "подсмотреть" у других фудстилистов, выяснить, какие есть классические подачи, разработать свой вариант, но только он должен соответствовать концепции блюда.
Можно использовать и нестандартные приёмы, только всегда помните, что продукты на фотографиях не должны вызывать недоумение или отторжение. Не стоит в композицию натюрморта с воздушным черничным муссовым десертом помещать баклажан только потому, что он тоже фиолетовый. Иногда я вижу подобные работы у начинающих фудстилистов, и они меня обескураживают. В ваших работах всегда должен быть смысл!
Реально фудстилисту выйти на хороший заработок и при этом не разориться самому?
Реально. Но понадобятся вложения. В оборудование – ножи, вилки – всё то, что нужно для оформления блюда. Придётся закупать дополнительные материалы – салфетки, скотч, которым нужно закреплять объекты.
К сожалению, в России сложно найти сервис, позволяющий брать реквизит напрокат. За границей с этим проще. При работе на крупных съёмках за рубежом с вами будут сотрудничать реквизиторы – люди, которые подберут посуду и аксессуары. Не нужно будет самому всё покупать, привозить.
Ещё вам придётся приобрести фотоаппарат и штатив или хороший телефон, чтобы всё снимать самому. Желательно завести сайт, чтобы появилось портфолио, или открыть Instagram-канал.
В наших реалиях лучше не покупать всё сразу, а делать это постепенно, по мере необходимости. Есть объективно важные вещи, без которых ничего не получится. Например, фотоаппарат и штатив. Затем можно заняться закупкой посуды. Придумали историю, купили необходимый реквизит, сфотографировали, и можно планировать следующую съёмку. И вовсе не обязательно готовить под неё новый фон.
Теперь о конкретных деньгах. Если вас приглашают поработать фудстилистом на видеосъёмке, когда надо заниматься только продуктами, в среднем платят от 35 тыс. рублей. Если есть заказ на меню, то обычно платят от 5 тыс. рублей в час. В остальном всё зависит от клиента. Естественно, если вас задействуют на рекламных съёмках, требующих серьёзных навыков, то платить будут лучше.