Как в Японии накажут клиентов, которые харассят работников сферы услуг

Растущая волна агрессии со стороны потребителей побудила японские власти принять первое в стране постановление о защите работников сферы услуг. Феномен, охвативший страну, получил название "касухара", что можно перевести как "харассмент со стороны клиента"
Как в Японии накажут клиентов, которые харассят работников сферы услуг
Скриншот Youtube/osaka news
Так иллюстрируют касухару на одном из японских телеканалов

Опрос профсоюзов в стране показал, что почти каждый второй работник сферы услуг, доля которых составляет 75% от всех трудящихся в Японии, подвергался чрезмерной критике от клиентов. Они отметили, что часто сталкиваются как со словесными оскорблениями и неадекватными требованиями, так и с насилием и преследованием в социальных сетях.

Об одном из ярких примеров касухары пишет японская газета Asahi Shimbun. Менеджеру популярного в Токио супермаркета позвонил покупатель и сообщил, что ранее приобретённый им тофу испортился. Сотрудник был вынужден прийти к нему домой, где обнаружил, что скоропортящийся товар пришёл в негодность уже после приобретения. Не вступая в спор, как это принято в Японии, сотрудник был вынужден выслушивать оскорбления от недовольного клиента, который в конце концов приказал упасть на колени и извиниться.

Японские СМИ сообщают, что безнаказанное насилие со стороны клиентов доводит работников сферы услуг до психических расстройств. Известно даже о нескольких случаях добровольного расставания с жизнью, связанных с касухарой.

Например, недавно японская инспекция по трудовым стандартам официально признала самоубийство сотрудника строительной компании в префектуре Тиба, совершённое ещё в 2020 году, следствием постоянных нападок от недовольных клиентов. Мужчине было лишь немного за 20 лет.

В постановлении говорится, что притеснение клиентов "не только наносит вред работникам, но и влияет на бизнес и, следовательно, с этим должны бороться не только отдельные предприятия, но и общество в целом".

Цифра
2017
– год, когда касухара впервые оказалась в центре внимания. Тогда опрос профсоюза UA Zensen показал, что 70% его членов подвергались притеснениям.

То, что эта проблема приобрела масштаб пандемии, в разговоре с Metro подтвердил тревел-блогер и путешественник Дмитрий Лукьянчук.

— Я много путешествовал по Японии, знакомясь с местными традициями и различными слоями общества. И о касухаре действительно говорят очень много. Встречается как вербальное насилие — оскорбления и унижения, нападения и угрозы, так и частые и необоснованные жалобы на качество обслуживания.

По словам Лукьянчука, причиной подобного поведения служит японская традиция обслуживать клиентов на самом высоком уровне.

— Некоторые японцы начинают воспринимать себя как высших существ по отношению к работникам сферы услуг. Высокий уровень обслуживания создаёт у них завышенные ожидания. И если их не оправдать, можно столкнуться с агрессией. Японцы настолько привыкли к существующему в стране принципу "клиент прежде всего", права которого железобетонно защищены законами, что оберегать приходится уже сотрудников сферы обслуживания.

Такое же мнение высказал профессор социологии Университета Кансай Хироми Икеучи. Он подчеркнул, что рост популярности касухары обусловлен традицией относиться к клиентам как к "богам" в борьбе за сохранение прибыли во всё более жёстких условиях ведения бизнеса.

Постановление должно вступить в силу в апреле 2025 года, однако пока оно не предусматривает уголовного наказания. При этом сеть токийских универмагов уже заявила о запрете доставлять неудобства своим работникам. В серьёзных случаях они намерены вызывать полицию.