Уникальный театр
Я иду на репетицию спектакля "Юра, мы всё, или письма вселенной". 4-комнатная квартира, где вершится магия, расположена в кирпичной дореволюционной постройке, в самом центре Москвы. Её арендуют.
— Заходите, входная дверь у нас всегда открыта, — зовёт из прихожей актриса и художественный руководитель Ксения Орлова. — Бахилы нужны?
Бахилы находятся в старом чемодане, похожем на музейный экспонат. Полки забиты ретро-вещами: фотокамерами, статуэтками, канделябрами. Я будто попала на барахолку.
Ксения ведёт меня в тёмную гардеробную. Там, на верхней полке у потолка, скрестив ноги, сидит человек в маске. Я перепугалась, но тут включают свет — оказывается, всего лишь манекен.
— Ещё один участник нашего коллектива — зовут Тесла! — заливается хохотом Ксения. — Иногда играет у нас Булгакова. Его приютил Паша (главный режиссер "Квартеатра" Павел Артемьев. — Прим. ред.). После того, как расформировали Музей восковых фигур...
Актёры начали водить меня по комнатам, которые, при необходимости, превращаются то в гардеробные, то в кладовки — спать приходится на матрасах. Повсюду — зеркала, большие и маленькие.
Внезапно слышу шелест крыльев. Это Степлер, птица, которую передали актёрам прежние жильцы. Есть и золотая рыбка, её однажды специально купили для сценки.
Спектакли играют на кухне, а если тесновато — подключают комнату напротив. У стен в ожидании зрителей стоят складные стулья. Всего здесь могут разместиться аж 30 человек.
— Самым первым мы поставили спектакль "Неравное состязание в песнях", — рассказывает Metro Павел Артемьев. — Главные герои — следователь и заключенный. С помощью песни они доказывают, кто из них — человек! Репетировали во время карантина, а как только ограничения сняли, созвали зрителей. Идея сработала! Мы поняли, что формат аудитории нравится.
Обычно актёрам несут на подмостки букеты цветов, но в "квартирном варианте" угощают сладостями. После спектакля зрители не расходятся — пьют чай и обсуждают действо с актёрами. "Где такое ещё возможно?" — думаю, но ответа не нахожу.
Соседи с ума не сходят
И хотя мне вроде рассказали, что здесь к чему, с началом репетиции понимаю — от такого интерактива дух захватывает!
Ксения ищет медный рупор, пока актрисы Наталья Кийко и Лада Исмагилова распеваются на диване, а их коллега и музыкант Александр Весна настраивает звук.
Рядом с чайным сервизом на стол падает толстый сценарий, в нём — записки из дневников обычных людей, посвящённые полёту Гагарина в космос. Вообще, дневники — основа всех спектаклей сквот-труппы.
— Идея спектаклей по дневниковым записям (взятых с сайта prozhito. org) появилась несколько лет назад. Началось все с дневников, которые люди писали в новогодние праздники в течение века, — поясняет Ксения. — Благодаря этим записям можно лучше понять людей и ту эпоху, заметить параллели и отличия с современностью.
Тут она отвлекается и, размахивая медным рупором, говорит, что актёрам надо будет передавать его зрителям.
Рупор переходит ко мне. Я прикладываю к уху. Слышу океанический шум, голоса актёров становятся глубже. Как они поясняют, это — дань уважения к Константину Циолковскому, который в раннем детстве потерял слух, но всё равно стал одним из родоначальников современной космонавтики. Спектакль начинается с упоминания о нём.
— Давид, в твоей фразе не хватает кокетства. Давай ещё раз! — продолжает взаимодействовать с труппой Ксения.
Дальше девушка с согревающей фамилией Весна садится играть на пианино. Инструмент старый, был в квартире ещё до приезда актёров. Пришлось его настраивать и приводить в порядок. Рояль и другую мебель, по требованию сценария, периодически двигают. И хотя в квартире шумно, соседи с ума не сходят. Даже реквизит подкидывают!
— Здесь мы свободны делать то, что нам нравится, — рассуждает Павел, когда репетиция закончилась. — В начале это был рисковый эксперимент — сможем ли жить и работать друг с другом. Но все как-то устаканилось. Аналогов такого театра, как у нас, в Москве больше нет!