– В Москве педагог может зарабатывать до 200 тысяч рублей, не уходя с рабочего места, – рассказывает Артём Кондрашов, 13 лет проработавший директором московской школы. – Эта сумма включает зарплату порядка 90 тыс. рублей и дополнительные способы заработка, о которых я расскажу подробнее.
По его словам, во второй половине дня педагоги ведут секции и кружки. 70% из них – бесплатные, 30% – платные. Платные кружки должны быть оригинальными и конкурентоспособными по сравнению с кружками в соседнем Доме культуры, например шахматы, робототехника, изучение иностранных языков. Преподавателям по музыке и рисованию сложно конкурировать с художественной и музыкальной школой, но ученики младшей школы с радостью обучаются этим предметам в своей школе.
– Бесплатные кружки финансируются за счёт государства, поэтому педагоги в любом случае зарабатывают, но с платных кружков они получают больше, – говорит Артём. – Интересно то, что учителя получают не только дополнительный доход, но и отпускные за эти отработанные часы. Такие возможности по заработку повышают лояльность и уменьшают текучку среди педагогического состава.
Родители довольны, что им не нужно возить детей на кружки, а дети в своей школе находятся в безопасности. Дети рады, что с ними занимаются знакомые и любимые педагоги. Администрации школы нравится, что деньги остаются в школе, а не утекают из неё.
– Преподавательница английского в нашей школе, помимо оклада в 90 тыс .рублей, зарабатывает ещё 90 тысяч, проводя 6 групп английского языка в неделю во второй половине дня, – объясняет специалист. – Талантливые востребованные учителя получают до 170–180 тыс. рублей, и это без классного руководства. Преподаватель информатики во второй половине дня обучает программированию и зарабатывает 190 тыс. рублей. Преподаватель шахмат, который работает также классным руководителем и методистом в школе, получает около 200 тыс. рублей. Чтобы пробить планку в 200 тыс. рублей, нужно задействовать выходные и найти свою уникальность.
Репетиторством тоже можно заниматься легально в школе, получая те же 50% дохода, говорит директор. Причём можно заниматься с учениками один на один или собирать мини-группы, чтобы помогать детям решать сложные задачи и готовить их к ОГЭ и ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию и информатике.
– По вечерам на территории нашей школы наши педагоги проводят также различные занятия для взрослых, будь то танцы или уроки рисования, – удивляет Артём Кондрашов. – На эти занятия мы получаем субсидию от проекта "Московское долголетие", которая идёт на оплату педагогам и на оплату коммунальных услуг в школе.
Перспективой развития направления платных образовательных услуг могли бы быть школьные лагеря и онлайн-кружки и курсы, добавляет эксперт.