Героические и "невоздержанные" тверские священники жили бедно, но весело

Московский физик Владимир Зверев вместе с единомышленниками восстанавливает храм, которому уже исполнилось 150 лет. В "храме-богатыре" под Тверью до революции последним священником был прапрадед учёного Сергей Алексеевич
Героические и "невоздержанные" тверские священники жили бедно, но весело
Предоставлено героем публикации
"Богатырь" сейчас стоит под снежными шапками
Так выглядел храм в XIX веке
предоставлено героиней публикации
Так выглядел храм в XIX веке

Двухэтажный каменный храм с 50-метровой колокольней и двумя приделами даже без колоколов, с облупленными стенами и пустыми провалами окон выглядит величественно. Построили его в 1873 году на деньги купца – бывшего крепостного Арсения Козлова, которого в нём и похоронили – в подвале церкви.

– Потомки Козлова рассказывали мне, что ходила легенда, будто он выиграл в лотерею 200 тыс. рублей, из которых половину потратил на храм, – рассказывает Metro Владимир Зверев. – Я видел документы, в которых расписаны траты. "На вырытие бута под церковь и выкопание пруда около церкви – 575 рублей. Для цоколя церкви – гранитного камня с отделкой на 6000 рублей. Кирпича на постройку церкви, колокольни и ограды употреблено 1580 – на 15 800 рублей. <...> Опись составил священник Феодор Ромодановский".

Арсений Козлов пожертвовал деньги на строительство храма
предоставлено героиней публикации
Арсений Козлов пожертвовал деньги на строительство храма

Прапрадед Владимира  тоже был личностью легендарной. Его запомнили как священника, который врачевал не только души, но и тела своих прихожан:

– В духовных семинариях конца и середины XIX века преподавали медицину и гигиену, чтобы священник мог лечить прихожан профессионально. Специализированных врачей тогда не было, а крестьянского населения было очень много. Мой прапрадед лечил всю округу. 

У Сергея Алексеевича было пятеро детей, и жила семья священника небогато. 

– Он получал 200 рублей в год, это были сущие копейки в то время. Поэтому в 1903 году он незаконно открыл в соседнем селе чайную-столовую, но её пришлось закрыть – на него "настучали" в Тверь, даже штраф выписали. Умер предприимчивый настоятель в 1919 году от брюшного тифа, которым заразился, навещая больного мальчика. 

На фото прапрабабушка Владимира – попадья – с детьми. Первый мальчик слева – прадед Владимира
предоставлено героем публикации
На фото прапрабабушка Владимира – попадья – с детьми. Первый мальчик слева – прадед Владимира

Изучая свою родословную, Владимир обнаружил и других священников, которые служили в селе Высоком в Тверской губернии. 

– Дальний мой предок, Мануил Григорьев, при Петре I был судовым священником во время Северной войны. А его внук, постриженный в монахи по указу, гласившему, что вдовые священники обязаны уйти в монастырь, любил "куролесить в монастыре" – в Великий пост лазил через забор с водкой, куда-то на ночь убегал. Его сослали в дальний монастырь, но он вернулся. В личном деле ему написали "склонен к невоздержанности", хотя на тот момент ему было уже 73 года. 

Оказывается, такие истории в тверском духовенстве были сплошь и рядом: ещё один из священников села Высокого якобы случайно во время половодья потерял указ о постриге после смерти жены. На полгода  он "оттянул" переход в монашество, но участи своей так и не избежал.

ЦИТАТА
Я продолжаю находить в Твери десятиюродных братьев, тёть. Потому что дочери священников выходили замуж только за сыновей священников.
— Владимир Зверев, потомок священника

– Целых четыре месяца переписывался с преосвященством, просил, чтобы ему выписали новый указ, извинялся, признавался, что сам чуть не утонул... Потомок тех "тверских" священников – и героических, и "невоздержанных" – посвятил себя физике магнитных явлений. А в свободное от науки время занимается восстановлением храма Спаса Нерукотворного Образа – координирует работу волонтёров.  

– Заменили кровлю, покрывающую трапезную и алтарную часть храма, прямо сейчас ведутся работы на южном крыле. Кресты, уже снятые с храма, собираются реставрировать. Ещё предстоит починить  двери, отреставрировать своды, карнизы, найти колокола и материалы. Храм словно притягивает потомков первых своих прихожан:  

– В прошлом году девушка-москвичка нашла меня в Интернете. Оказалось, что её предки были из соседней деревни и ходили в наш храм. Теперь она нам тоже активно помогает. А мы ради любой помощи.