Я попала в мастерскую в день открытия и своими глазами увидела, как координаторы и более опытные студентки обучают плести начинающих. Я начала с плетения маскировочной сети. Хотя мне и говорили, что справится каждый, кто умеет завязывать шнурки, у меня получилось не с первого раза – приходилось переплетать свою часть сети, чтобы не было заметных геометрических узоров.
– Чтобы научиться правильно плести сети, нашлемники и делать перевязочные пакеты, нужно посетить минимум 2–3 мастер-класса, – подбадривает меня Ангелина Волкова, главный специалист по работе с обучающимися. – Студенты записываются на мастер-классы, тренируются, а уже потом приходят работать в удобное для них время.
Ангелина плетёт сети уже два года в разных организациях как волонтёр, а теперь обучает этому студентов. Для плетения сетей она выбрала хаотичную технику плетения "трава", а в качестве материала – спанбонд – влагостойкий, крепкий материал, который выдерживает температуру до -50.
– Если с каждой стороны сети работают по 3–4 человека, то сеть будет готова через 3–4 дня, – говорит она. – Мы планируем сплести 200–500 сетей и такую большую партию отправлять с волонтёрами на фронт. Сейчас мы плетём сети цвета "грязная трава", осенью будем плести грязно-белые. Цвет сети зависит от сезона и от местности, в которой находится дивизия.
Несколько лет назад при университете появился поисковый отряд "Надежда", который проводит поиск погибших бойцов во время ВОВ, возвращает им имена и находит родственников. Командир этого отряда – Елизавета Ивасенко – предложила ректору Сеченовского университета Минздрава РФ Петру Глыбочко идею о создании мастерской, в которой студенты и преподаватели совместно могут помогать фронту. Ректор поддержал эту инициативу, потому что на фронте трудится много медиков и им нужно подставить плечо. И уже через неделю была отремонтирована мастерская и закуплены все необходимые материалы.
Ангелина мне, как и каждому студенту, объясняет, что маскировочные сетки решают множество задач – они помогают скрыть позиции от противника, спрятать орудие или движущуюся технику в лесу, а также залёгших в лесу или в поле снайперов. Они спасают жизнь бойцов, так как снаряд может отскочить от сетки и не взорваться.
Не менее важную роль выполняют маскировочные нашлемники. И плести их оказалось проще, чем сети. Это очень медитативное занятие, которое здорово снимает стресс. Я увлеклась завязыванием узелков по кругу и разговорилась со студенткой Настей Крюковой. Она первая сплела нашлемник по схеме, а теперь обучает других.
– Я раньше вязала украшения, так что основы вязания знаю, – делится Настя. – Основа для нашлемника вяжется 5–6 часов, если это делать без перерывов. Мы будем отправлять нашлемники партиями по 1000 штук на Донецкое и Херсонско-Запорожское направления через тех медиков, которые от университета проходят службу.
Пока мы с Настей плели нашлемник, возле стола, где стопочками лежали марля и вата для создания перевязочных пакетов, собралась целая группа студентов. Меня к этому занятию не допустили, так как нужно пройти хотя бы два мастер-класса. Но я посмотрела, как ловко это делает Маша Кислова, студентка 4-го курса Института клинической медицины им. Н. В. Склифосовского Сеченовского университета.
– Я здесь, так как вся моя семья патриоты. Прадед погиб на войне, в моей семье есть военные, – рассказывает Маша, взвешивая и раскладывая вату по 11 грамм. – Я чувствую свою личную ответственность и хочу, чтобы бойцы вернулись с фронта здоровыми и невредимыми. Для этого я буду минимум два раза в неделю приходить сюда и работать.
Маша рассказала, что схема, по которой создаются перевязочные пакеты, была разработана в Советском Союзе во время войны. Работать с ними желательно в сменной одежде, так как при раскройке марли и нарезке ваты все становятся "белыми". По задумке в этой мастерской будет изготавливаться около тысячи перевязочных пакетов и столько же хирургических салфеток ежемесячно.
– Общее дело помогает студентам и преподавателям не только сделать благое дело для фронта, но и пообщаться в неформальной атмосфере и лучше узнать друг друга, – говорит Ангелина Волкова. – И расслабиться после трудового дня, ведь когда делаешь монотонную работу, голова отдыхает.