Еще вчера 22-летнего блогера и студента Российского государственного гуманитарного университета Александра Жадана можно было поздравить – он успешно защитил выпускную квалификационную работу по теме "Анализ и совершенствование управления игровой организацией". Хотя комиссия имела к работе ряд замечаний, в итоге оценив её на "тройку", результатами новоиспечённый специалист остался доволен.
В своих соцсетях он рассказал о том, каким образом работал над своим научным текстом. Помог ему в этом ChatGPT – чат-бот с искусственным интеллектом, который способен создавать грамотные тексты и не только. Пока его сокурсники тратили месяцы на разработку и раскрытие своих тем, находчивому студенту понадобилось всего 23 часа, чтобы провернуть эксперимент, который всколыхнул весь российский сегмент Интернета.
– Чат-бот сам не может написать дипломную работу. Мне удалось построить алгоритм работы с ним, – рассказывает Александр. – Сначала я даю запрос нейросети на создание текста, например, "Пять основных принципов менеджмента". Далее, получив результат, я понимаю, чего в тексте не хватает, и добавляю это в свой следующий запрос. В итоге, у меня получается достаточно материала, который я уже мог доработать самостоятельно, перевести с английского и собрать его в единую композицию.
Перед защитой диплома ощущения того, что с его работой может быть что-то не так, у него не было. Наоборот, это даже забавляло.
– Думаю, такие же чувства испытывал человек, который 25 лет назад, работал над своим дипломом при помощи Интернета, а не сидя в библиотеке за тонной книг. То же самое у меня могло бы получиться и без нейросети, просто потребовалось бы больше времени, – делится своими эмоциями Александр.
Мнения интернет-сообщества разделились. Одни поддерживают молодого человека, другие считают его подход нечестным. Нашлись даже те, кто написал жалобу в Министерство образования России с требованием аннулировать дипломную работу будущего менеджера. Однако вчерашний студент может спать спокойно – прислушиваться к возмущённым хейтерам вуз не собирается.
– С помощью юриста нам удалось обо всём договориться, – подтвердил Жадан. – Ни у меня, ни у университета нет задачи навредить друг другу.
Анатолий Вассерман, член комитета Госдумы по просвещению, уверен – желающих воспользоваться нейросетями для учёбы будет всё больше и больше. По его словам, вся эта ситуация показала лишь то, что в системе образования назрело несколько серьезных проблем.
– Во многих гуманитарных науках ценится не создание собственных мыслей, а только повторение своими словами чужих заблуждений, – считает Вассерман.
В ответ на вопрос, смогут ли нейросети превзойти интеллект его самого, Анатолий Александрович сказал, что они способны лишь учиться на уже существующих примерах, а вот рождать новые идеи искусственному интеллекту не под силу.