– Ты оставишь всё, что у тебя есть, и поедешь… трудничать в монастырь. Причём будешь это делать минимум неделю, – сказала мне Лариса Буткина, психолог-практик. – Это поможет тебе научиться гибкости и адаптивности.
Пережив подтрунивания моих коллег, я всё-таки решилась на эксперимент. И поехала не абы куда, а в саму Оптину пустынь! Я решила, что если этот монастырь находится в лесу, вдали от всякой цивилизации, то мне там будет просто отвлечься от городской суеты и своих тревог.
Ради чистоты эксперимента я взяла с собой только 3 тысячи рублей и рюкзачок с самыми необходимыми вещами и отправилась в путь. К сожалению, всё пошло не так, как я планировала, поэтому гибкость пришлось тренировать уже по пути в монастырь. Я опоздала на автобус на 3 минуты, он ещё не отъехал, но контролёр меня не пустила на маршрут, потому что "рейс уже закрыт". Тогда я поменяла билет на автобус с доплатой и позвонила матушке Людмиле, что приеду позже. В ответ услышала: "Мы трудников принимаем до 17:00, поэтому одну ночь поживёте в платной гостинице". Позвонила в гостиницу, чтобы забронировать номер, а мне сказали, что "мы не бронируем, заселяем только по факту, мест почти не осталось". В итоге я поехала почти без денег на свой страх и риск.
К счастью, я благополучно заселилась в паломнической гостинице за 400 рублей в сутки. В номере было 8 человек, и в гостинице не было душа, но для меня это было не так уж и важно. Главное – я на месте.
Утром я переселилась в 6-местную уютную келью для трудников. Трудник – это человек, который живёт по распорядку монастыря и выполняет послушание, то есть бесплатно работает там, куда его отправит монастырское начальство. За это ему предоставляют жильё и питание.
Отправляясь в Оптину пустынь, я до конца не понимала, чем трудник отличается от паломника. Мне это объяснил послушник Владимир лет 30, который в миру был успешным бизнесменом, а после закрытия бизнеса ушёл в монастырь, получил послушание дояра и теперь чувствует себя на своём месте.
– Паломники, как пчёлки, собирают благодать, посещая службу за службой, – объяснил мне он, показывая свой коровник. – А трудники ещё и отрабатывают свои грехи и впоследствии получают в жизни неожиданные дары. Считается, что, когда человек трудится во славу Божию в монастыре, все старцы, которые здесь жили когда-либо, за него молятся.
Я никогда в жизни не видела таких чистых и красивых коров. Владимир не только за ними ухаживает, он их даже целует! К сожалению, меня не пустили поработать в коровнике. Матушка Людмила предложила на выбор – прибираться в гостиницах, работать в прачечной или заниматься садом. Я выбрала сад, чтобы провести неделю на свежем воздухе, воображая, что буду возделывать красивый сад своей души.
Бабушке, которая стояла в очереди на собеседование передо мной, дали послушание чистить картошку, её сыну – косить траву, так что каждому подбирают работу по силам. Единственное, убираться в храме возле святых мощей и протирать иконы считается самым благим занятием, поэтому туда не пробиться. Я даже не стала и пытаться.
Я попала в распоряжение бойкой Марины Николаевны. Она отвечает за сад, огород и подсобное хозяйство, сама ловко со всем управляется и работает не покладая рук. Марина показала мне фронт работ – сначала нужно окучить клубнику, потом прополоть лук и смородину и, наконец, заняться деревьями. Так как у меня нет своего огорода, я сначала поработала абы как, и моя начальница попросила меня всё переделать. Но я быстро научилась. Хорошо, что за некачественную работу трудников не выгоняют из монастыря, но могут выгнать, если ты не вышел трудиться без уважительной причины.
После первого трудового дня я радостно объявила девочкам, что наконец-то иду в душ, на что мне сказали: трудникам дают талончик в душ 1 раз в неделю. Но при желании, оказывается, можно за символические 50 рублей помыться в гостинице напротив, что я и сделала.
Кстати, после работы на свежем воздухе аппетит зверский, а кормят трудников только 2 раза в день – примерно в 12:00 и в 20:00, поэтому третий раз приходилось есть за свой счёт. Но потом я увидела, что в обед трудницы накладывают оставшуюся еду в контейнеры, берут её с собой и разогревают в монастырской чайной, когда проголодаются. Я стала делать так же.
В целом работать в огороде не очень сложно, гораздо труднее для меня было молиться. Службы в Оптиной пустыни неспешные, на Страстной неделе они длились примерно 3 часа утром, 3 часа вечером и часовой крестный ход вокруг монастыря перед сном.
Во время служб можно сидеть на стульчиках, но в праздничные дни их на всех не хватает. Иногда я сидела на полу, подложив туристическую сидушку. Но ноги с непривычки всё равно отекали. И через неделю я всё-таки начала в 5:30 утра делать зарядку, чтобы убрать отёки и перестать набирать вес. Не понимаю, как священники выдерживают такие длительные службы на ногах, не поддерживая физическую форму с помощью спорта! Наверное, с Божьей помощью.
В Оптиной пустыни я впервые в жизни исповедовалась – сначала у одного священника, потом у другого, и постепенно перезнакомилась со многими. Мне порекомендовали попасть к прозорливому отцу Антонию, но он принимает не в порядке живой очереди, а как сам посчитает нужным – можно простоять зря целый день. Это большая удача, что я попала к нему в числе первых и не пропустила трудничество. А после исповеди он подарил набор шоколадных конфет, видимо, чтобы я сразу увидела плоды своих усилий.
Уезжала я из монастыря со слезами благодарности, понимая, что мне дали неизмеримо больше, чем отдала я, прополов неумелыми руками несколько грядок.
Я собиралась потренировать навык гибкости и адаптивности, чтобы стать богаче, а в результате получила неожиданный эффект – у меня пропал страх бедности. Я поняла, что при отсутствии денег жизнь не кончается – люди годами живут в разных монастырях совершенно бесплатно и выглядят очень счастливыми. Да и впечатлений я получила больше, чем если бы слетала на Мальдивы, почти ничего при этом не потратив.
После возвращения домой я впервые за долгое время почувствовала себя счастливым человеком и начала больше ценить то, что у меня есть, будь то отношения с родными или ванна с пеной. Мне неожиданно вернули долг, о котором я даже забыла из-за срока давности. А моя соседка, которая переезжает в другой город, отдала мне всю свою библиотеку. Всё-таки не зря послушник-дояр говорил, что все трудники получают в жизни неожиданные дары.
Что взять с собой в монастырь будущему труднику для того, чтобы прожить этот опыт с максимальным комфортом: 1. Маленький складной стульчик, желательно со спинкой – очень пригодится на службах. 2. Рабочую одежду, как минимум фартук, садовые и резиновые перчатки (2-3 пары). 3. Полотенце, туалетную бумагу и влажные салфетки. 4. Термос, заварка, по желанию кофе в пакетиках. 5. Контейнеры для еды разного объёма. 6. Мощный пауэрбанк.
Читайте также: Где в Москве просить милостыню и зачем это делать