Имена актёров и актрис всегда на слуху, даже если вы не интересуетесь кино. А многих вы знаете режиссёров? Наверняка сможете назвать несколько культовых имён: Тарковский, Рязанов, Гайдай, Спилберг, Скорсезе, Тарантино. А как насчёт сценаристов? Эта профессия известна всем, а вот имена – не особо. И это несмотря на то, что они пишут истории и диалоги для ваших любимых фильмов, сериалов, передач и даже рекламных роликов. Но как люди попадают в эту сферу, обретают вдохновение и продают свои сюжеты кинокомпаниям и телеканалам? Об этом Metro рассказала сценарист Айнур Мубарова.
Как становятся сценаристами
Как и всему в этом мире, сценарному искусству можно и нужно учиться. Для этого есть как высшие заведения с вполне конкретной специализацией "сценарист", так и творческие школы и лаборатории (например, сценарная мастерская Александра Молчанова или Олега Дормана).
"Главное – это желание. Лично я обучалась в Нью-Йоркской киноакадемии онлайн во время пандемии, затем в сценарной лаборатории при UNESCO, что дало мне достаточную теоретическую и практическую базу для того, чтобы начать писать", – рассказывает Айнур.
Особенности написания
Как бы ни хотелось, но сравнивать написание сценария и прозы будет неправильно, потому что это два кардинально разных жанра как по характеру работы, так и по прочтению.
Айнур видит особенное различие в свободе повествования: "В прозе ты пускаешь мысли в полёт, можешь не следовать никаким правилам (ну, кроме орфографических, конечно), но прозу сложнее продать. Сценарий – это чёткая структура, правила, краткость. На нём легче заработать, но надо научиться выражать всё, что хочется сказать, в малом количестве фраз".
С чего начать
Решили попробовать себя в написании сценария? Нет какого-то чёткого рецепта и последовательности, потому что каждый пишет в меру своего вдохновения. Кто-то сначала видит персонажа, влюбляется в него, хочет написать о нём историю. Кто-то, наоборот, сначала видит сюжет.
У Айнур Мубаровой всё начинается с внезапного озарения: "История рождается с того самого момента, когда автор вдохновляется и у него появляется идея. К примеру, он читает новость о том, как 50-летняя женщина похищала прохожих мужчин, посулив им водку и секс, заставляла их лепить пельмени, а потом отпускала. Это смешит, и внезапно возникает сюжет для комедии".
"Мне кажется, что сценарий рождается из искры". Сценарист Айнур Мубарова.
Какой жанр самый доходный на российском рынке
В целом явно доминирующих жанров в России сейчас не наблюдается, но, по словам Айнур, самой доходной всегда была комедия: "Она всегда приносит кассу, но в последнее время качество фильмов растёт: драмы, триллеры, боевики – все жанры дают о себе знать".
Как предложить свой гениальный сценарий
Путей продать свою работу несколько, и вы можете воспользоваться каким-то одним – или всеми сразу, так сказать, для повышения вероятности.
"Во-первых, продвинуть свой сценарий можно на конкурсе, то есть питчинге (устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов. – Прим. ред.). Необходимо следить за объявлениями различных фондов, мастерских, фестивалей (можно подписаться на соотвествующие каналы в Telegram), а таковых в России становится всё больше, и подавать свой сценарий. Во-вторых, можно воспользоваться рассылкой на электронную почту студий и каналов. Хотя, честно говоря, это срабатывает редко. В-третьих, стоит посещать кинофестивали, например “Кинотавр”. Знакомьтесь там с нужным людьми, возьмите их контакты и общайтесь. Продюсеры всегда находятся в поисках хорошего сценария. В-четвёртых, можно вступить в агентство, которое занимается авторами, и отдать сценарий им для дальнейшей продажи. Ну и в-пятых, можно вступить в киносообщество (ищите их в соцсетях) и приходить на их встречи, общаться, социализироваться, искать близких по духу людей, чтобы вместе снять фильм", – даёт советы Айнур.
Участие сценариста в съёмках
Присутствие на съёмочной площадке и работа "в полях" вместе с режиссёром и актёрами – необязательное условие для сценариста. Всё зависит от контракта на покупку его истории.
"Бывает так, что у тебя покупают сценарий, делают с ним что хотят, а ты просто получаешь свои деньги и потом видишь фильм на большом экране с кучей правок. Иногда случается, что тебя вовлекают во все процессы препродакшен (процесс подготовки к созданию фильма. – Прим. ред.), но тогда придётся поработать – переписать свой сценарий ещё 5–6 раз, пока он не будет полностью устраивать и режиссёра, и продюсера, и тебя", – рассказывает Айнур.
"С ростом популярности TikTok кое-что изменилось". Cценарист Айнур Мубарова.
Где необходим сценарий
Вы можете удивиться, узнав, где может потребоваться работа сценариста. Она настолько обширна и разнопланова, что не ограничивается привычными фильмами, сериалами, ТВ-программами и рекламой.
Сегодня Айнур Мубарова отмечает рост интереса к соцсетям: "Появился спрос на сценаристов вайнов (очень короткий видеоролик, обычно длиной от двух до двадцати секунд. – Прим. ред.) для TikTok. Это уже отдельный жанр, писать нужно максимально коротко и ёмко."
У каждого – свои кумиры
Как у вас есть любимые актёры и режиссёры, так и у сценаристов есть свои эталоны с точки зрения сценарного мастерства.
"Я очень люблю таких авторов, как Фиби Уоллер-Бридж (автор “Дряни”), Минди Кейлинг (“Офис”, “Я никогда не…”) и Эми Шерман-Палладино (“Девочки Гилмор”, “Удивительная миссис Мейзел”). Эти женщины вдохновляют меня поразительным остроумием и способностью заставить зрителя влюбиться в своих персонажей. Я хочу когда-нибудь стать шоураннером собственного комедийного шоу, это моя мечта. Например, Эми Шерман-Палладино пишет всегда про простых людей, смешных и грустных, но близких нам своей непосредственностью. Я тоже очень люблю людей, в каждом всегда нахожу нечто трогательное и хочу рассказывать о них. Тяжёлое кино – это не про меня. Лёгкость, вдохновение, смех, иногда сквозь слёзы, искренние и добрые персонажи – вот к чему я стремлюсь", – заключила Айнур Мубарова.