Как стать писателем и научиться зарабатывать на этом

Поговорили с писателями о том, насколько реально быть изданным в России прямо сейчас
Как стать писателем и научиться зарабатывать на этом
Photographer: Anna / Copyright: Anna
Юлия Бальмина с мужем перед презентацией книги на Красной площади.

Многие считают писателей небожителями. Статистика подтверждает, что люди боятся браться за перо. На днях образовательная платформа Нетология и издательство "Альпина.Дети" провели исследование ко Всемирному дню книги и выяснили, что 33% россиян в детстве мечтали написать книгу. Однако почти четверть всех респондентов (22%), которые хотели бы стать авторами, не верят в свои литературные способности, 62% опрошенных — сомневаются в них, хотя и готовы работать над улучшением. 

При этом есть те, кто в себе не сомневаются – и выходят на книжный рынок.

"Отказала "Эксмо"

– К написанию книги шла долго. У меня трое детей, и выкроить время, а тем более дисциплинировать себя на регулярное написание было сложно, – рассказывает Metro Ольга Иванова, автор книги "IBIZA. Обитель Бога. Приёмные часы: 24/7". – Также я не знала, какая должна быть структура у книги и что нужно составить портрет идеального читателя, а также продумать идею и миссию книги. Поэтому я нашла онлайн-марафон, к которому присоединяются сотни человек и все одновременно пишут книги. В итоге я справилась за 3,5 месяца! 

Ольга сразу отправила заявки на издание книги в разные издательства и получила один положительный ответ – от "Эксмо". Но когда прочла договор, то передумала работать с издательством – ей хотелось, чтобы права на книгу принадлежали только ей и чтобы она впоследствии могла снять фильм по сценарию книги. Поэтому Ольга приняла волевое решение издать книгу сама – для этого есть платформы "Ридеро", "Литрес", "АвторТудей" и другие. На выбранную платформу загружаешь отредактированный текст книги, получаешь свёрстанный вариант и можешь заказать печать любого тиража, обычно для начала это 50–100 экземпляров. 

Ольга Иванова даёт интервью о своей книге IBIZA.
Предоставлено Ивановой
Ольга Иванова даёт интервью о своей книге IBIZA.

– Когда издаёшь книгу сам, могут возникнуть сложности с поиском подрядчиков, – делится Ольга. – Например, я поменяла 5 редакторов. Одна переписывала книгу в своём стиле с какими-то витиеватыми оборотами, что мне не понравилось. Другая практически не редактировала, хотя могла бы заменить повторяющиеся слова синонимами. В итоге я всё-таки нашла подходящего редактора, которая убрала из моего текста ненужные и усложняющие восприятие детали, но полностью сохранила мой авторский стиль. Поэтому моя рекомендация начинающим авторам – не хватайтесь за того редактора, которого вам посоветуют, лучше заказывайте редактуру одной главы разным специалистам и по факту выбирайте своего. 

Цифра
140
тыс. рублей – средняя стоимость издания 100 экземпляров книги через специальные платформы.

Самостоятельное издание книги обошлось Ольге в 140 тысяч рублей за 100 экземпляров, не считая того, что за обучение написанию книги она отдала ещё 100 тысяч.

– Муж смеялся надо мной, что, вложив так много денег, я хотела раздавать свою книгу бесплатно, – улыбается писательница. – А мне просто хотелось поделиться с людьми теми знаниями, которые я вложила в книгу. Сейчас я всё-таки продаю книгу через свой блог и на нетворкингах (деловых знакомствах). 

Тур по городам

Писательница Юлия Бальмина считает, что нельзя обесценивать свой труд и раздавать книгу бесплатно. 

– Автор должен продавать книгу, чтобы понимать, что его труд имеет ценность, иначе он быстро выгорит, – говорит она. – Я всегда ношу с собой 3 свои книги и при любом удобном случае достаю их и рассказываю о них. Однажды даже продала книгу "Как это – видеть тебя каждый день" продавцу-консультанту в отделе женской одежды! 

Юлия Бальмина на презентации книги на Красной площади.
Фото из архива Юлии Бальминой
Юлия Бальмина на презентации книги на Красной площади.

Юлия имеет опыт как самостоятельного издания книг, так и через издательство. У каждого способа свои плюсы и минусы. 

– Издать книгу самостоятельно можно всего за 2-3 месяца, а при сотрудничестве с издательством этот срок увеличивается до полугода, а то и года, – рассказывает Юлия Бальмина. – Если автор собирает залы по 500 человек, то ему гораздо проще издать всё самому и быстро продать весь тираж своей аудитории. Также самиздат хорош тем, что у тебя есть связь с читателями – ты точно знаешь, кто именно у тебя купил книгу и что им понравилось или не понравилось. На мою книгу мои подписчики оставили 250 отзывов, и для меня это ценно. 

Однако, по словам Юлии, самиздат не даёт большого охвата и стоит денег. 2 года назад за самиздат 200 экземпляров книги она заплатила 125 тысяч рублей, сейчас это обошлось бы ещё дороже. 

ЦИТАТА
Хороший способ продвинуть свои книги – это сотрудничество с организаторами больших мероприятий. Я даю организаторам свои книги в качестве подарка участникам и за это получаю стенд для продажи книг или возможность выступить. Учитывая, что себестоимость книги 400 рублей, а я дарю обычно 3 книги, то вложение небольшое – 1200 рублей.
— Юлия Бальмина, писательница

– Если заказываешь 200–300 экземпляров, получается неплохая себестоимость, меньше 300 экземпляров заказывать невыгодно, – делится Юлия. – Раньше я писала книги не думая о размере, сейчас стараюсь фокусироваться на объеме 300 тыс знаков для художественной прозы и 160-200 тыс для экспертной. Чем больше книга, тем дороже её издание. 

Несмотря на положительный опыт самостоятельного издания книги, сейчас Юлия сотрудничает с издательством «Альтер Эго Бук». Издательство платит роялти, которое писательница забирает книгами. Дополнительно она  выкупает сотни экземпляров книги у издательства по оптовой цене. 

– Это дорого, но издательство тоже должно зарабатывать, – считает Юлия. – А чтобы автору заработать, ему нужно не просто написать и издать книгу, но и раскрутить её. Я понимаю, сколько шедевров тонут в безвестности, так как они не доходят до читателя. Поэтому, если я не буду про свои книги свистеть изо всех утюгов, никто о них не узнает. 

Чтобы раскрутить свои книги, Юлия с мужем взяли отпуск на 3 недели и отправились в книжный тур по 10 городам России. Писательница сама договаривалась с городскими сообществами или кафе о презентации книги, садилась за руль и ехала в новый город, проводила презентацию книги, ночевала в городе и снова садилась за руль. В 2 из 10 городов на презентацию книги никто не пришёл. Но городские паблики написали об этом мероприятии, поэтому PR-эффект всё равно был. 

Юлия советует закладывать больше времени на организацию презентаций и на отдых между ними, иначе получится изматывающий гастрольный тур как у неё. Также она рекомендует перед туром заказать баннер, на котором будет QR-код, ведущий на ваши соцсети. И, что бы ни говорили дизайнеры, QR-код должен быть сверху баннера, иначе можно потерять большую часть потенциальных подписчиков и покупателей. 

– Для меня книги – это инвестиции, – поясняет писательница. – Я придерживаюсь стратегии богатой бабушки. Если к 80 годам у меня будет издано 10–15 книг, я смогу жить на роялти. 

"Вышли на меня сами"

Бывают и примеры, когда издательства сами выходят на авторов. В феврале вышла в свет книга шеф-редактора сайта газеты Metro Станислава Купцова "Александр Алехин. Жизнь как война" (издательство "АСТ"). Путь от написания рукописи до издания книги был тернист и занял более двух лет. 

Ещё дольше Стас мечтал стать писателем.

– Я постоянно думал об этом, ещё в студенческие годы, – рассказывает автор книги. – Хотелось проявить себя в жанре фантастики или фэнтези. Мне почему-то казалось, это проще, чем написать какой-нибудь нон-фикшен – с фантазией у меня всё в порядке. Помню, сильно удивился, когда однажды с коллегой шёл до метро и он мне заявил, будто писать нон-фикшен куда проще (у него была в столе своя рукопись – об одном очень популярном американском сериале). "У тебя есть база, ты знаешь историю, есть куча источников, к которым можно обратиться. А если пишешь фикшен, то создаёшь целые миры с нуля, а это невероятно сложно", – говорил он мне со знанием дела. Мы с ним долго спорили, но каждый остался при своём!

Цифра
3000
– тираж книги "Александр Алехин. Жизнь как война".

Стас продолжил лелеять мечту о чём-нибудь невероятном, желательно – в твёрдом переплёте, в духе братьев Стругацких или Стивена Кинга. При этом он вёл свой блог на Sports.ru "Легенды спорта" (сейчас более 3000 подписчиков), где публиковал лонгриды, ставшие очень популярными у аудитории. Он сам придумал концепцию – писать о спорте так, чтобы было интересно любому, поэтому тщательно выбирал истории и биографии. 

Например, в блоге был лонгрид о прототипе Шрека Морисе Тийе, который родился в Российской империи, потом акромегалия сделала из него "монстра", хотя в детстве он был очень симпатичным. Зато во Франции Тийе стал чемпионом мира по реслингу и пользовался большой популярностью у женщин. 

– Или вот был у меня красивый текст про охранника Ричарда Джуэлла, который спас кучу людей от бомбы в олимпийской деревне на Играх в Атланте, но ФБР решило, будто он – главный подозреваемый, и его жизнь превратилась в ад, – продолжает Стас. – Когда писал лонгриды, выкладывался полностью, погружался в каждую историю с головой. И это чувствовали благодарные читатели. Часто мне писали в комментариях: "Ого, спасибо – я раньше и представить себе не мог, что буду читать о бобслеисте такой большой текст". Были у меня в блоге и недурные статьи о шахматах. И вот осенью 2021 года мне пришло на почту, указанную в блоге, письмо от менеджера в АСТ, который предложил написать "что-нибудь о шахматах". Перед этим, конечно, он изучил мой блог. Вот так меня, по сути, поставили перед фактом – будешь писать нон-фикшен! Я очень испугался, если честно. Но решил, что отказываться – просто глупо. 

Книга "Александр Алехин. Жизнь как война".
Предоставило АСТ
Книга "Александр Алехин. Жизнь как война".

В итоге Стас договорился с издательством, что напишет книгу об Александре Алехине, первом русском чемпионе мира по шахматам, – у него невероятная и очень сложная биография. А чтобы книга не потерялась среди других биографий Алехина, Стас решил укрупнить истории других шахматистов, живших в то время. 

Писать приходилось после работы, в выходные и отпуска, автор изучил десятки источников, и в конце концов рукопись была закончена. Но работы оставалось непочатый край, пошли пробуксовки. Например, долго искали редактора, который взялся бы за рукопись, – в итоге нашли историка-филолога Арсения Замостьянова. Затем текст читала корректор – и уже надо было согласовывать её правки. Очень непросто было найти известного шахматиста, который согласился бы прочитать книгу и написать рецензию на обложку (в итоге Стас уговорил на это 3-кратного чемпиона мира по блицу Александра Грищука). 

Но главное, в феврале 2024 года книга таки вышла, в твёрдом переплёте, и это стало для автора большой личной победой.

Эмоции Стаса, когда он впервые получил свою книгу – её купила коллега автора Юлия Щедрова.
Юлия Щедрова
Эмоции Стаса, когда он впервые получил свою книгу – её купила коллега автора Юлия Щедрова.

– В последний момент мне даже повысили тираж с 2000 до 3000 экземпляров – менеджер сказал, что в издательстве поверили в книгу, – говорит Стас. – А вскоре поступило новое предложение – озвучить её в студии звукозаписи АСТ. Конечно, я согласился и получил новый бесценный опыт! 

После выхода книги последовал следующий важный этап – её продвижение. Стас уже дал интервью Sports, в газете Metro вышла рецензия на книгу и большая статья об Алехине и его скандальном "алкоматче" за "корону" против Макса Эйве.

– Есть ещё задумки, как продвинуть книгу. А вообще хочется уже сесть и писать следующую, – говорит Стас. – Аппетит приходит во время еды! Как видите, если ставить перед собой цель, постоянно о ней думать и при этом работать на своё имя (как я делал через блог), может выйти так, что издательство само вас найдёт и сделает предложение, от которого невозможно будет отказаться. Так что дерзайте! И не переставайте верить в себя.