Многие считают писателей небожителями. Статистика подтверждает, что люди боятся браться за перо. На днях образовательная платформа Нетология и издательство "Альпина.Дети" провели исследование ко Всемирному дню книги и выяснили, что 33% россиян в детстве мечтали написать книгу. Однако почти четверть всех респондентов (22%), которые хотели бы стать авторами, не верят в свои литературные способности, 62% опрошенных — сомневаются в них, хотя и готовы работать над улучшением.
При этом есть те, кто в себе не сомневаются – и выходят на книжный рынок.
"Отказала "Эксмо"
– К написанию книги шла долго. У меня трое детей, и выкроить время, а тем более дисциплинировать себя на регулярное написание было сложно, – рассказывает Metro Ольга Иванова, автор книги "IBIZA. Обитель Бога. Приёмные часы: 24/7". – Также я не знала, какая должна быть структура у книги и что нужно составить портрет идеального читателя, а также продумать идею и миссию книги. Поэтому я нашла онлайн-марафон, к которому присоединяются сотни человек и все одновременно пишут книги. В итоге я справилась за 3,5 месяца!
Ольга сразу отправила заявки на издание книги в разные издательства и получила один положительный ответ – от "Эксмо". Но когда прочла договор, то передумала работать с издательством – ей хотелось, чтобы права на книгу принадлежали только ей и чтобы она впоследствии могла снять фильм по сценарию книги. Поэтому Ольга приняла волевое решение издать книгу сама – для этого есть платформы "Ридеро", "Литрес", "АвторТудей" и другие. На выбранную платформу загружаешь отредактированный текст книги, получаешь свёрстанный вариант и можешь заказать печать любого тиража, обычно для начала это 50–100 экземпляров.
– Когда издаёшь книгу сам, могут возникнуть сложности с поиском подрядчиков, – делится Ольга. – Например, я поменяла 5 редакторов. Одна переписывала книгу в своём стиле с какими-то витиеватыми оборотами, что мне не понравилось. Другая практически не редактировала, хотя могла бы заменить повторяющиеся слова синонимами. В итоге я всё-таки нашла подходящего редактора, которая убрала из моего текста ненужные и усложняющие восприятие детали, но полностью сохранила мой авторский стиль. Поэтому моя рекомендация начинающим авторам – не хватайтесь за того редактора, которого вам посоветуют, лучше заказывайте редактуру одной главы разным специалистам и по факту выбирайте своего.
Самостоятельное издание книги обошлось Ольге в 140 тысяч рублей за 100 экземпляров, не считая того, что за обучение написанию книги она отдала ещё 100 тысяч.
– Муж смеялся надо мной, что, вложив так много денег, я хотела раздавать свою книгу бесплатно, – улыбается писательница. – А мне просто хотелось поделиться с людьми теми знаниями, которые я вложила в книгу. Сейчас я всё-таки продаю книгу через свой блог и на нетворкингах (деловых знакомствах).
Тур по городам
Писательница Юлия Бальмина считает, что нельзя обесценивать свой труд и раздавать книгу бесплатно.
– Автор должен продавать книгу, чтобы понимать, что его труд имеет ценность, иначе он быстро выгорит, – говорит она. – Я всегда ношу с собой 3 свои книги и при любом удобном случае достаю их и рассказываю о них. Однажды даже продала книгу "Как это – видеть тебя каждый день" продавцу-консультанту в отделе женской одежды!
Юлия имеет опыт как самостоятельного издания книг, так и через издательство. У каждого способа свои плюсы и минусы.
– Издать книгу самостоятельно можно всего за 2-3 месяца, а при сотрудничестве с издательством этот срок увеличивается до полугода, а то и года, – рассказывает Юлия Бальмина. – Если автор собирает залы по 500 человек, то ему гораздо проще издать всё самому и быстро продать весь тираж своей аудитории. Также самиздат хорош тем, что у тебя есть связь с читателями – ты точно знаешь, кто именно у тебя купил книгу и что им понравилось или не понравилось. На мою книгу мои подписчики оставили 250 отзывов, и для меня это ценно.
Однако, по словам Юлии, самиздат не даёт большого охвата и стоит денег. 2 года назад за самиздат 200 экземпляров книги она заплатила 125 тысяч рублей, сейчас это обошлось бы ещё дороже.
– Если заказываешь 200–300 экземпляров, получается неплохая себестоимость, меньше 300 экземпляров заказывать невыгодно, – делится Юлия. – Раньше я писала книги не думая о размере, сейчас стараюсь фокусироваться на объеме 300 тыс знаков для художественной прозы и 160-200 тыс для экспертной. Чем больше книга, тем дороже её издание.
Несмотря на положительный опыт самостоятельного издания книги, сейчас Юлия сотрудничает с издательством «Альтер Эго Бук». Издательство платит роялти, которое писательница забирает книгами. Дополнительно она выкупает сотни экземпляров книги у издательства по оптовой цене.
– Это дорого, но издательство тоже должно зарабатывать, – считает Юлия. – А чтобы автору заработать, ему нужно не просто написать и издать книгу, но и раскрутить её. Я понимаю, сколько шедевров тонут в безвестности, так как они не доходят до читателя. Поэтому, если я не буду про свои книги свистеть изо всех утюгов, никто о них не узнает.
Чтобы раскрутить свои книги, Юлия с мужем взяли отпуск на 3 недели и отправились в книжный тур по 10 городам России. Писательница сама договаривалась с городскими сообществами или кафе о презентации книги, садилась за руль и ехала в новый город, проводила презентацию книги, ночевала в городе и снова садилась за руль. В 2 из 10 городов на презентацию книги никто не пришёл. Но городские паблики написали об этом мероприятии, поэтому PR-эффект всё равно был.
Юлия советует закладывать больше времени на организацию презентаций и на отдых между ними, иначе получится изматывающий гастрольный тур как у неё. Также она рекомендует перед туром заказать баннер, на котором будет QR-код, ведущий на ваши соцсети. И, что бы ни говорили дизайнеры, QR-код должен быть сверху баннера, иначе можно потерять большую часть потенциальных подписчиков и покупателей.
– Для меня книги – это инвестиции, – поясняет писательница. – Я придерживаюсь стратегии богатой бабушки. Если к 80 годам у меня будет издано 10–15 книг, я смогу жить на роялти.
"Вышли на меня сами"
Бывают и примеры, когда издательства сами выходят на авторов. В феврале вышла в свет книга шеф-редактора сайта газеты Metro Станислава Купцова "Александр Алехин. Жизнь как война" (издательство "АСТ"). Путь от написания рукописи до издания книги был тернист и занял более двух лет.
Ещё дольше Стас мечтал стать писателем.
– Я постоянно думал об этом, ещё в студенческие годы, – рассказывает автор книги. – Хотелось проявить себя в жанре фантастики или фэнтези. Мне почему-то казалось, это проще, чем написать какой-нибудь нон-фикшен – с фантазией у меня всё в порядке. Помню, сильно удивился, когда однажды с коллегой шёл до метро и он мне заявил, будто писать нон-фикшен куда проще (у него была в столе своя рукопись – об одном очень популярном американском сериале). "У тебя есть база, ты знаешь историю, есть куча источников, к которым можно обратиться. А если пишешь фикшен, то создаёшь целые миры с нуля, а это невероятно сложно", – говорил он мне со знанием дела. Мы с ним долго спорили, но каждый остался при своём!
Стас продолжил лелеять мечту о чём-нибудь невероятном, желательно – в твёрдом переплёте, в духе братьев Стругацких или Стивена Кинга. При этом он вёл свой блог на Sports.ru "Легенды спорта" (сейчас более 3000 подписчиков), где публиковал лонгриды, ставшие очень популярными у аудитории. Он сам придумал концепцию – писать о спорте так, чтобы было интересно любому, поэтому тщательно выбирал истории и биографии.
Например, в блоге был лонгрид о прототипе Шрека Морисе Тийе, который родился в Российской империи, потом акромегалия сделала из него "монстра", хотя в детстве он был очень симпатичным. Зато во Франции Тийе стал чемпионом мира по реслингу и пользовался большой популярностью у женщин.
– Или вот был у меня красивый текст про охранника Ричарда Джуэлла, который спас кучу людей от бомбы в олимпийской деревне на Играх в Атланте, но ФБР решило, будто он – главный подозреваемый, и его жизнь превратилась в ад, – продолжает Стас. – Когда писал лонгриды, выкладывался полностью, погружался в каждую историю с головой. И это чувствовали благодарные читатели. Часто мне писали в комментариях: "Ого, спасибо – я раньше и представить себе не мог, что буду читать о бобслеисте такой большой текст". Были у меня в блоге и недурные статьи о шахматах. И вот осенью 2021 года мне пришло на почту, указанную в блоге, письмо от менеджера в АСТ, который предложил написать "что-нибудь о шахматах". Перед этим, конечно, он изучил мой блог. Вот так меня, по сути, поставили перед фактом – будешь писать нон-фикшен! Я очень испугался, если честно. Но решил, что отказываться – просто глупо.
В итоге Стас договорился с издательством, что напишет книгу об Александре Алехине, первом русском чемпионе мира по шахматам, – у него невероятная и очень сложная биография. А чтобы книга не потерялась среди других биографий Алехина, Стас решил укрупнить истории других шахматистов, живших в то время.
Писать приходилось после работы, в выходные и отпуска, автор изучил десятки источников, и в конце концов рукопись была закончена. Но работы оставалось непочатый край, пошли пробуксовки. Например, долго искали редактора, который взялся бы за рукопись, – в итоге нашли историка-филолога Арсения Замостьянова. Затем текст читала корректор – и уже надо было согласовывать её правки. Очень непросто было найти известного шахматиста, который согласился бы прочитать книгу и написать рецензию на обложку (в итоге Стас уговорил на это 3-кратного чемпиона мира по блицу Александра Грищука).
Но главное, в феврале 2024 года книга таки вышла, в твёрдом переплёте, и это стало для автора большой личной победой.
– В последний момент мне даже повысили тираж с 2000 до 3000 экземпляров – менеджер сказал, что в издательстве поверили в книгу, – говорит Стас. – А вскоре поступило новое предложение – озвучить её в студии звукозаписи АСТ. Конечно, я согласился и получил новый бесценный опыт!
После выхода книги последовал следующий важный этап – её продвижение. Стас уже дал интервью Sports, в газете Metro вышла рецензия на книгу и большая статья об Алехине и его скандальном "алкоматче" за "корону" против Макса Эйве.
– Есть ещё задумки, как продвинуть книгу. А вообще хочется уже сесть и писать следующую, – говорит Стас. – Аппетит приходит во время еды! Как видите, если ставить перед собой цель, постоянно о ней думать и при этом работать на своё имя (как я делал через блог), может выйти так, что издательство само вас найдёт и сделает предложение, от которого невозможно будет отказаться. Так что дерзайте! И не переставайте верить в себя.