Андрей Якунин, руководитель Центра развития социальных проектов Тюменской области "Милосердие", руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по церковной благотворительности и социального служения
"У нас в приюте был тяжёлый человек в инвалидной коляске, он принимал и распространял наркотики, сквернословил и всех окружающих провоцировал на агрессию. Когда он уходил из приюта и совершал какие-то правонарушения, всегда звонили мне, так как он давал мой номер. В итоге я решил, что больше никогда его принимать в приюте не буду, и строго следовал этому принципу.
И что вы думаете? Когда объявили акцию "Заботливый прохожий", то прохожие начали привозить к нам бездомных. И одна женщина привезла... этого человека в инвалидной коляске. Я сказал: его я не приму. Она в слёзы, спрашивает, и что ей теперь делать. В итоге я подумал, что Господь, наверное, не случайно опять привёл его ко мне. Пришлось принять человека.
Сотрудники и другие жители приюта отнеслись к нему с агрессией, стали давать подзатыльники, на что он мне пожаловался. А я говорю: "А что ты сделал, чтобы к тебе относились по-другому? Начни читать Евангелие и посмотри, что изменится". Я не думал, что он прислушается к совету, а он начал читать Евангелие, успокоился, и окружающие на самом деле перестали его третировать. Потом, к сожалению, он сорвался и снова сбежал от нас, его насмерть избили, но он успел к тому времени воцерковиться, и мы его отпели. Так что пути Господни неисповедимы.
Мария Островская, президент благотворительной организации "Перспективы"
"Я работаю с людьми с ментальной инвалидностью, глубокой умственной отсталостью, без речи, и у меня велик соблазн начать принимать за них решения и ощутить безграничную власть. Вместо того чтобы создать правильный настрой "Мы с тобой вместе тебе помогаем", иногда возникает желание сделать человеку хорошо вопреки его воле. Например, работая в интернатах, мы часто видим, как жителя стремятся связать, привязать к кровати, чтобы он себя не бил, не повредил себя. Персонал делает это из лучших побуждений. Однако такое поведение приводит к ощущению "я – всесильный", а потом к апатии и потере смысла, потому что эти насильственные меры не приносят результата и облегчения тому, о ком заботятся.
Мне вспоминается история про умственно отсталую девушку с диабетом. Та таскала пряники и прятала их в свою тумбочку, а мы с другими сотрудниками организации отнимали их у неё. Девушка начала всё более изобретательно прятать запрещённую еду и воспринимать нас как врагов. И тогда мы придумали интересный ход – начертили график, на котором стали отмечать, когда сахар заходит в красную зону. Я спрашивала у девушки, с чем это может быть связано, уж не с пряниками ли. И та постепенно стала сотрудничать, а со временем практически отказалась от сладкого. А если бы мы пошли другим путём, превратились бы в людей, использующих власть, с которыми борются.
Также вспоминается другая история, как наши жители дома сопровождаемого проживания начали ходить в храм. И там иногда в силу особенностей начинали кричать, раскачиваться, бегать по храму, а прихожане стали роптать. И тогда наш священник вышел на проповедь и сказал: "Вы думаете, что вы намного красивее выглядите перед Господом со своими помыслами?" И прихожане одумались".
Протоиерей Михаил Потокин, председатель Социального отдела Московской городской епархии, врио председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению
"Бывает, что всё отдал, что мог, и испытываю усталость и сильное внутреннее раздражение. И в таком состоянии я несколько раз отказывал людям в беседе. И однажды мой духовник мне сказал: "В храм ни один человек не вошёл случайно, и ни одного из них не позвал ты. В церкви много священников, но человек подошёл именно к тебе. Кто его к тебе привёл?" И тогда я понял, что я отказал не тому человеку, который мне надоел, а я отказал Богу. Это осознание помогает мне быть более смиренным".
Церковь сегодня – один из крупнейших организаторов благотворительности в стране: под её патронажем существует более 85 приютов для женщин, более 100 приютов для бездомных, 265 центров гуманитарной помощи. Часть организаций существует уже десятки лет, накопив за это время колоссальный опыт решения острых проблем. Другие же только начинают зарождаться, пока ещё ищут ответы на вопросы о смыслах и содержании своей деятельности. На конференции "Церковные смыслы", организованной порталом "Милосердие.ру" собрались церковные социальные проекты и представители некоммерческого сектора поговорить о том, где они находят силы, как преодолевают кризисы и в чём видят цель своего служения.
Читайте также: Как стать трудницей в российском монастыре и обрести счастье