Несколько дней назад я как раз находилась в Териберке. Мне довелось своими глазами увидеть китов. Их гладкие чёрные спины скользили прямо возле лодки. Вероятно, это были малые полосатики – они часто заплывают в бухту в поисках косяков рыбы. А вот встретить настоящего горбатого кита считается большой удачей. Эти гиганты крайне редко подходят к берегу. Но, как оказалось, глубины океана тоже таят опасность.
В начале июня туристы заметили запутавшегося в сетях горбача. Кит плавал, но снасти плотно намотались вокруг его рта, из-за чего он не мог нормально кормиться. Если ему не оказать помощь, верёвка со временем разрежет кожу, в рану попадёт инфекция и кит погибнет. Именно по- этому за судьбой горбача, которого нарекли Станис- лавом, напряжённо следил весь посёлок.
Когда мы возвращались с морской прогулки, рыбаки на берегу обсуждали новость: "Говорят, освобождать Стасика приехали учёные с Сахалина". Оказалось, что морскому биологу Анастасии Кунице удалось связаться с дальневосточными коллегами "Друзья океана", которые имеют опыт в вызволении крупных морских млекопитающих из сетей.
Сейчас в Арктике полярный день, поэтому находиться в море можно круглые сутки. Однако погода меняется быстрее, чем успеваешь загуглить прогноз. Кроме того, спасение кита – это сложная и опасная работа, поскольку киты не любят слишком навязчивых людей.
Первое, что делают спасатели, – наблюдают за китом, чтобы оценить масштаб бедствия. Животное фотографируют с дрона и снимают на экшен-камеру под водой. Чтобы кит подпустил к себе, он должен быть спокоен, поэтому рядом может находиться только небольшая лодка.
На расстоянии – ещё одна лодка поддержки. И больше никаких судов вокруг.
По словам специалистов из команды "Друзья океана", обычно плывущего кита с тянущейся за ним сетью тормозят с помощью больших надувных буёв, после чего обрезают запутанные снасти специальными закруглёнными ножами. Но в случае со Станиславом сеть оказалась недостаточно длинной, чтобы закрепить на ней буи. Значит, придётся работать с китом на "полной скорости" и использовать телескопический шест с так называемым летающим ножом.
Стратегия заключается в том, что водителю катера необходимо подойти как можно ближе к киту – на длину шеста. Второму спасателю нужно плашмя загнать нож под плотно прилегающую верёвку, при этом держать шест и управлять им при полной длине крайне сложно. И всё это нужно сделать за считаные секунды, пока кит выныривает.
В первый день команда провела в море около трёх часов и была вынуждена вернуться из-за густого тумана.
– Ну что, поймали кита? – поинтересовались рыбаки, когда лодка спасателей причалила к пирсу.
– Он просто так не даёт- ся, – отозвалась Анастасия, которая координировала мероприятие. – Представьте, что кит – это дикая лошадь, которая несётся по полю, то и дело меняя направление, пропадает из виду и показывается всего на несколько секунд через сотню метров от того места, где её видели в последний раз. Попробуй поймай!
Станислава не получилось освободить и следующие не- сколько дней, но команда не отчаивалась.
– Водолазы никогда не погружаются к запутавшимся в сетях китам. Это опасно для жизни и противоречит международным правилам. Анастасия Куница, биолог
Во время очередного выхода в море спасатели обнаружили кита в компании сородичей. Однако при попытке подойти к нему на лодке горбач уплывал вместе со своим белохвостым другом. Игра в "догонялки" длилась около четырёх часов.
– Мы делали к нему бесконечное количество подходов. Видно было, что наш Стасик устал, – рассказывает Metro Татьяна Придорожная, документалист проекта "Друзья океана". – В конце киты кружили прямо под нашим катером – сквозь воду были видны их грудные плавники. В один из таких заходов Стасик вынырнул недалеко от катера и наш спасатель Паша опустил шест в воду. Он изловчился, подцепил верёвку и смог сорвать её практически одним движением. Сначала мы не поверили Паше, даже когда он показал на ноже куски верёвки. А потом стали кричать так, что все киты сбежали!