Как создавался "Ласковый май": история отношений Шатунова и Кузнецова

Выбрали воспоминания основателя группы "Ласковый май" Сергея Кузнецова, которые выйдут в книге "Ты просто был частицею меня... Памяти Юрия Шатунова и Сергея Кузнецова"
Как создавался "Ласковый май": история отношений Шатунова и Кузнецова
Фото из книги "Ты просто был частицею меня... Памяти Юрия Шатунова и Сергея Кузнецова" | Издательство "Бомбора"
Юрий Шатунов и Сергей Кузнецов.

Легендарная группа "Ласковый май" была основана в декабре 1986 года в Оренбурге автором песен Сергеем Кузнецовым. Его воспоминания легли в основу новой книги, которые были записаны Ландыш Ахметшиной, подругой Кузи, как Кузнецова называли друзья.  

Закончить книгу сам Сергей Кузнецов не смог, через два дня после аншлаговых концертов 2022 года он умер от сердечного приступа. За полгода до этого не стало и легенды "Ласкового мая" Юрия Шатунова, которого автор-песенник считал родным человеком. Он познакомился с ним в оренбургском детском доме, где Кузнецов работал руководителем кружка художественной самодеятельности.

Выбрали несколько фрагментов из книги.

Долгие поиски вокалиста "Ласкового мая"

Юрий Шатунов (Васильич) и Сергей Кузнецов (Кузя).
Фото из книги "Ты просто был частицею меня... Памяти Юрия Шатунова и Сергея Кузнецова" | Издательство "Бомбора"
Юрий Шатунов (Васильич) и Сергей Кузнецов (Кузя).

"Васильич (так Кузнецов называл Юрия Шатунова. – Прим. ред.) был для меня родным человеком, он был мне как сын. Ведь когда мы с ним познакомились, ему всего-то было тринадцать, а мне двадцать два. Это было в ноябре 1986 года. В интернате я работал руководителем кружка художественной самодеятельности с 1984 года. Писал песни, вернее, они писались. И уже давно искал себе вокалиста.

Я точно знал, какой это должен быть солист. Он должен быть другой, не такой, как все. Начал искать такого в оренбургском интернате № 2. Я же в нём работал перед армией. И с бывшим директором закупили тогда аппаратуру, по тем временам неплохую, можно было работать. Я уже тогда мечтал создать музыкальный коллектив. Но пришла повестка в армию, и не случилось. По возвращении, в мае 86-го года, устроился в Оренбургский дом отдыха, проработал всё лето. Но его закрыли на ремонт, и я решил вернуться в детдом. Всё ещё мечтал о создании своей группы и уже знал, какой она должна быть. 

Солистом у меня будет только пацанёнок. Я знал, как он должен выглядеть, какими чертами характера обладать, какой у него должен быть голос, слух и как он должен петь! Очень много ребятни прослушал. Да, были с голосами, и со слухом, и с характером, и даже с харизмой, но всё не то.

Когда впервые увидел Юрку в Акбулаке, он был весь гря-я-язный такой, пропахший табаком!

Вернувшись в Оренбург, я отправил его в душ. Он помылся и потом пришёл ко мне, сел. Покормил я его. Уже после говорю: "Бери гитару, – он взял. – Что ты можешь?"

Он говорит: "Да я могу то, что захочешь". Говорю ему: "Ну спой что-нибудь", – и он запел "На маленьком плоту…"

Совершенно неповторимый, уникальный вокал. Юрка полностью погрузился в песню и словно её проживал. Невероятная харизма, и характер чувствовался. Какая-то фишечка во всём этом была! И тут я понял, что это тот самый пацан, которого я так долго искал в отношении вокала! Я, радостный, ему сказал: "Ну, хочешь ты или не хочешь, но тебе придётся стать звездой". Вот так и начали работать".

Как родилась песня "Белые розы"

"Как-то работали мы в ДК "Орбита". Купили, по-моему, 2 литра настоящего коньяка. Выпили. Еду домой. В голове летает фраза, такая вот непонятная: "Белые розы, белые розы". Утром проснулся, заварил себе крепкий чай. А в голове "Белые розы, белые розы…" Что за белые розы, я не понял. Сел за инструмент. И полились строки и мотив. За пятнадцать минут я эту песню сделал. <...> Песня эта о людях, детях… которые когда-то были нужны, а потом их бросили на произвол судьбы, просто они перестали быть нужными.

Взрывной и ершистый Юркин характер

Как вспоминает Кузнецов, Юрий Шатунов в свои 13 лет был тот ещё подросток, он периодически сбегал из детского дома, то к тётке своей, то ещё куда-то, но возвращался. Работать с ним было нелегко. В книге это описано так: 

"Он поёт, а я понимаю, что он сейчас там, с ребятами, гоняет шайбу. Часто он мог прийти на репетицию прямо на коньках, но я терпел такое панибратство. Этот вокалист того стоил. 

Ссорились мы с Васильевичем очень часто. Юрка не хотел заниматься музыкой, вот совсем не хотел. И вот перед самой записью "Белых роз" между нами разразился очередной скандал. Юрка встал в позу: "Кузя, не хочу репетировать. Не сейчас. Там ребята в хоккей гоняют. Я хочу к ним…" Я ему говорю:

– Нам надо подготовиться к новогодней дискотеке, Новый год на носу уже, совсем чуть-чуть осталось.

– Сказал, не буду и всё! Пошёл я.

Тогда я выкрикнул в сердцах: "Уходи! И больше сюда не приходи! Ты мне не нужен! Начну с Серковым репетировать". И тут Юрка посмотрел на меня полными боли глазами. Сел в уголок. Из его глаз полились слёзы. В этот момент он казался таким беспомощным, потерянным, несчастным и одиноким. И вдруг представилось мне, как вот так же он забивался в угол в интернате, когда его обижали старшие ребята, а потом сбегал. Когда попадал под горячую руку отчима и понимал, что никому он не нужен в этой жизни. Никому! "Да нужен ты мне, нужен!" – закричал я, вернувшись в реальность. Подошёл к нему, погладил: "Вот увидишь, мы ещё сделаем из тебя звезду. Помнишь, я тебе обещал?" Васильевич успокоился. А я после этого инцидента слова "нужен – не нужен" напрочь выкинул из своего лексикона, чтобы в очередной момент взрыва своих эмоций ещё раз не ранить и без того раненную душу".

Шатунов обожал хоккей и картинг

"Как-то Юрка у меня спросил: "Кузя, а почему ты про технику песен не пишешь? Например, про картинг… Вжжих, вжжих, резкий поворот… Крепче за баранку держись… А?" Юрка очень любил картинги, даже больше, чем хоккей. У него был свой, и рассекал он на нём классно… "Я не люблю эту тему, – ответил я. – Техника развивается, через несколько лет она будет совершенно другой. А то, о чём я пишу, останется надолго, навечно. Я не хочу, чтобы через десятки лет мои песни выглядели так, как сейчас выглядят песни 50-х годов.." – "Ты думаешь, твои песни будут и через десятки лет?" – "Вряд ли. Но очень хочется… И всё зависит от нас". 

ЦИТАТА
Он (Юра Шатунов) не любил публичности, ему было не в кайф работать на сцене. Почему – не знаю. Он, Юрка, вообще как-то стеснялся, что ли, себя, как-то показывать себя на сцене, ему это не нравилось. Ему не нравилось, что на него смотрят. Но потом это прошло, он к этому стал относиться спокойно.
— Сергей Кузнецов, фрагмент из книги "Ты просто был частицею меня... Памяти Юрия Шатунова и Сергея Кузнецова"

Приход в группу Разина

Андрей Разин (Вадим Криворотов – имя при рождении) познакомился с Сергеем Кузнецовым в 1988 году. Он предложил ему поехать в Москву и записать песни "Ласкового мая" с ним, с Разиным, в качестве вокалиста. Кузнецов бросать своих детдомовских мальчишек из группы не захотел, и они все перебрались в столицу, но, как вспоминает в книге мама Сергея Кузнецова, условия проживания ребят были ужасные. В марте 1989 года, на пике популярности "Ласкового мая," Сергей Кузнецов принял решение покинуть коллектив. 

"В основном, конечно, из-за конфликтов с Разиным, т. е. Криворотовым, – объясняет он в мемуарах. – Однажды мне даже пришлось его приложить подсвечником. Да-а, и такое было. Ведь тот "Ласковый май", который создавал я, его идеи полностью были испорчены. Созданный мной мальчиковый коллектив стал приобретать причудливые оттенки. Юрку увешивали разными безделушками, бусами и цепями, чего ни я, ни Юрка терпеть не могли. Мои песни, написанные для конкретного солиста Шатунова, теперь распевали десятки "клонов" под его фонограмму и по всей стране. Разин, т. е. Криворотов, он думал только о деньгах, его не интересовали работа в студии, работа на сцене, а меня же в первую очередь интересует это, т. е. тут серьезные разногласия… Ну, я не люблю, что всё сходится именно к деньгам, не нравится мне это".

ЦИТАТА
Я помню, в Йошкар-Оле первый концерт в десять утра, а последний – в восемь вечера. Итого получалось семь концертов в сутки. Везде зал набит до отказа. И так мы работали неделю! Вытягивал всё это один Юрка. Он очень уставал от концертов. А то, что он был ещё ребёнком, никто на это внимания не обращал. Просто Разин заказывал по семь концертов в день, поэтому так и работали.
— Сергей Кузнецов, из книги "Ты просто был частицею меня... Памяти Юрия Шатунова и Сергея Кузнецова"

Часть ребят ушли тогда с Кузнецовым, и он организовал группу "Мама", чьи песни без разрешения перепевала разиновская группа "Ласковый май". Шатунов не ушёл с Кузнецовым. Он бросил "Ласковый май" только в 1991 году, чтобы наконец стать свободным. 

После ухода из "Ласкового мая" Шатунов какое-то время занимался грузоперевозками на своём КамАЗе, которым с ним расплатились за концерт в городе Брежневе, ныне Набережные Челны. Но он очень быстро от этого занятия отказался.