– Мой отец был директором школы, мама – учителем младших классов. И я не просто пошёл по стопам своих родителей, но и унаследовал их педагогическое кредо – любить всех людей, – рассказывает Артём Кондрашов, руководитель образовательной площадки ГБОУ "Школа № 2094". – Самое главное, дорогое и ценное в любой деятельности – это люди, которые с тобой на одной волне. Объединяясь с такими людьми, вы сможете реализовать любую идею.
Продолжая дело своих родителей, Артёму вместе с единомышленниками удалось объединить 3 школы, получить гранты и внебюджетные средства на развитие своей образовательной площадки, организовать 276 разнообразных кружков и создать воспитывающую среду, как это было принято в советские времена.
– Три кита воспитывающей среды – это гуманность, деятельность и творчество, – рассказывает Артём. – Когда все эти 3 компонента пересекаются, создаётся волшебство. Макаренко очень хорошо раскрыл эту тему в книге "Флаги на башнях", рекомендую её всем освежить в памяти.
Артём считает, что в школе всё могут придумать и реализовать дети.
– Должно быть самоуправление на постоянной основе, и тогда даже вожатые не будут нужны, – рассказывает директор. – Взрослые могут только направить, совместно с детьми придумать идеи для реализации.
Например, один учебный год в школе был объявлен "Годом кино", когда дети ежемесячно смотрели и обсуждали советский кинематограф. На "Фестивале талантов", который длился целую неделю, дети могли показать себя как художники, спортсмены, актёры, музыканты и узнать о талантах друг друга. Во время "Месяца профессий" родители приходили в классы и рассказывали о тонкостях своих профессий – машиниста, юриста, программиста. На стенах школы были развешаны их рабочие фотографии. А больше всего детям запомнился "Коммунарский сбор", когда на 2 дня школа превратилась в пионерский лагерь, классы – в отряды, а старшеклассники – в вожатых. Благодаря этому сбору объединились и перезнакомились все ученики школы от мала до велика.
– Дети также с удовольствием вспоминают "Неделю мечтаний", когда они наклеивали на стену свои заветные желания в разных сферах жизни, а потом самые яркие из них я выводил на экран и говорил, что всё обязательно сбудется, главное, верить и приложить усилия, – рассказывает директор. – Говорил о том, что не все мечты сбудутся здесь и сейчас, некоторые – через 5 лет, но для умного человека нет ничего невозможного. В следующий раз я хочу пойти дальше – помочь детям придумать шаги, как их мечты реализовать. Творческая мышца качается именно через мечтания.
В школе на всех дверях кабинетов висят картинки с любимыми книгами учителей и первой страницей из этих книг – это мотивирует детей перечитать те или иные произведения. Иногда Артём Кондрашов устраивает совместные чтения той или иной книги всей школой, причём читают по одному абзацу все, включая охранника и уборщицу. Например, "Маленького принца" они прочли всем коллективом за 2 часа.
Также директор объединил учеников, учителей и родителей в одно комьюнити. Они вместе участвуют в спектаклях, соревнованиях, концертах, организуют школьные праздники, оформляют стенды и стены. В результате получилось самоорганизующееся сообщество.
– Я училась в школе, где директором был отец Артёма Вячеславовича, который был настоящим подвижником, который делал акцент на воспитании, – рассказывает Ольга Хамидуллина, дизайнер, которая занимается оформлением стен и учебной литературы в школе. – Именно он начал угощать учеников конфетами и петь с ними песни. Я хорошо помню сборы в пионерских лагерях, когда мы видели своих учителей в другой ситуации. Эти тесные отношения с ними сохранялись после школы, поэтому много детей приходят работать в школу, как я.
Интересно, что в конце года ученики оценивают своих учителей по 7 критериям, один из которых – "уважение учителя ко мне". Сначала учителя сопротивлялись такому нововведению, говорили, что только они могут ставить оценки, а потом стали ждать этого момента с нетерпением. Каждый класс высчитывает средний бал по каждому учителю, и становится понятно, кому из учителей удалось наладить с детьми отношения, а кому – не очень.
– Если у вас низкий балл, выстраивайте отношения с детьми, – говорю я учителям, которые получили наименьший балл, – рассказывает Артём Кондрашов. – Интересно, что максимальный балл получил очень строгий учитель, который не балует детей высокими оценками.
Артём Кондрашов считает, что директором школы в идеале должен быть педагог, а не менеджер.
– В результате нашей педагогической деятельности дети не уходят в другие школы, текучки среди учителей нет, появляются олимпиадники, школа растёт в рейтингах, а успешные выпускники возвращаются в школу читать лекции или становятся учителями, – говорит директор. – А ещё – практически все ученики у нас поют. Когда директор поёт и играет на гитаре, то поёт вся школа, она становится настоящим поющим эскадроном, как в фильме "В бой идут одни старики".
Читайте также: Московские школьники приняли участие в челлендже по продажам