"Улыбнись!" – это изысканное и увлекательное киноведческое исследование с элементами игрового кино, которое рассказывает про жизнь и творчество одного из самых прославленных кинорежиссёров в СССР в 50-е годы прошлого века Фридриха Эрмлера, создателя картин "Катька "Бумажный ранет", "Обломок империи", "Великий гражданин".
Фильм начинается с истории личного знакомства Эрмлера и главного кинокумира того времени Чарли Чаплина. В 1935 году советский режиссёр попал в Голливуд, к этому времени он уже снял свой шедевр "Обломок империи" (1929), который Чаплин не только посмотрел, но за который благодарил автора письменно.
При встрече с Эрмлером Чаплин решает показать ему фрагмент своего ещё не вышедшего фильма "Новые времена", увлекается и демонстрирует заокеанскому коллеге всю картину. После финала Фридрих Эрмлер начинает спорить с Чарли Чаплином, потому что считает неправильным, что он в конце отправил возлюбленную главного героя в монастырь, а Бродягу оставил в одиночестве продолжать сражаться с безжалостными законами новой машинной эры.
После пятичасовой беседы великий Чаплин обещает подумать. И, как позже выяснится, он действительно переснимет финал – улыбающийся Бродяга будет уходить вдаль вместе с любимой.
Собственно, дальше докудрама, демонстрируя события из жизни режиссёра, пытается объяснить, почему Фридрих Эрмлер решил критиковать того, кого считал не просто гением, но кинобогом, для чего ему так важен был оптимистичный финал в истории Чаплина.
– В документальном исследовании, которое сделала Марианна Киреева вместе со своим мужем и замечательным киноведом Евгением Марголитом, показаны парадоксальные связи США и СССР через творчество Эрмлера и Чаплина, – говорит Нина Кочеляева, киновед и программный директор кинофестиваля "Евразийский мост". – В 40-е и 50-е годы между странами было существенное потепление. Стоит вспомнить хотя бы первый советский "Оскар", который был вручён в 1942 году фильму "Разгром немецких войск под Москвой". Картина была документальной и для неё впервые в истории "Оскара" ввели новую номинацию, и с тех пор американские киноакадемики вручают призы и документальному кино. В период потепления в отношениях двух стран Эрмлер и встречается с Чаплином, влияя на финал его знаменитой картины. Трагедия и большой успех Фридриха Эрмлера – загадка для киноведов. Кинорежиссёр всю жизнь мечтал поставить картину о Бетховене, но она постоянно откладывалась, так как Эрмлер, как один из любимых кинематографистов Иосифа Сталина, получивший четыре Сталинских премии за свои фильмы, всё время оказывался вовлечён в съёмки картин по заказу партии и правительства.
Родившийся в семье нищего еврея Владимир Бреслав (настоящее имя Эрмлера), как и Чаплин, считал, что не секс определяет характер поведения человека, как уверял Фрейд, а холод, голод и боязнь нищеты. В творчестве двух режиссёров было много схожих мотивов и идей, но разная степень свободы и самовыражения. Попав в западню статуса партийного режиссёра, Эрмлер мучился, но продолжал искать способы говорить о сострадании и надежде.
Тонкий ценитель музыки, он мечтал снять фильм про Людвига ван Бетховена ещё и потому, что, несмотря на свою глухоту, композитор не покорился судьбе, не покончил с собой, хотя намеревался это сделать. Бетховен принял удар и уже будучи глухим написал Девятую симфонию с её "Одой к радости". Творец имеет право на отчаяние, но он не имеет право транслировать его своему зрителю – это убеждение советского режиссёра и толкнуло его возмущаться финалом чаплиновского фильма. В тяжелые времена нужно давать зрителю надежду. Призыв "Улыбнись!" звучит в картине как завещание трёх творцов: советского и американского кинорежиссёров и немецкого композитора.