Как самолёт Ан-2, памятник "Полярной авиации", прилетел в Медведково с завода

Когда устанавливали Ан-2, памятник "Полярной авиации", на улице Молодцова, дом 1, в киле обнаружили лишнюю деталь – наглую пушистую морду
Как самолёт Ан-2, памятник "Полярной авиации", прилетел в Медведково с завода
Марина Лысцева
Легендарный Ан-2 СССР Н-542 теперь стоит на улице Молодцова, дом 1.

Два года назад Сергей Мартиросян, авиационный блогер и популяризатор отечественной авиации, решил, что Москве необходимо установить памятник самолёту Ан-2. Эта уникальная, сильная и выносливая машина, созданная в СССР, которая выучила не одно поколение авиаторов. Ан-2 работал в Арктике и Антарктике, перевозил по стране пассажиров, тушил пожары, трудился на благо сельского хозяйства, откуда и получил народное название "Кукурузник". 

– Ан-2 называют Аннушкой, ласково, как любимую девушку, или Антошкой, потому что его праотец – авиаконструктор Олег Константинович Антонов, – рассказывает Сергей. – На Ан-2 мне довелось летать ещё в институтские годы. Это, конечно, уникальный самолёт: для взлёта нужен минимальный разбег, а сесть он может и без полосы и даже топлива на любую поверхность, будь поле, льдина или вода. 

В СВАО названия целого ряда улиц связаны с полярными широтами и историей освоения полюса. Среди них улицы Полярная, Северодвинская, Таймырская. Имена покорителей полярных широт носят проезды Дежнёва и Шокальского. 

– Это мой родной район, – продолжает Сергей. – Захотелось, чтобы в родных местах появился памятник, связанный с советской полярной авиацией.

Легендарный самолёт, на брюшке которого – эмблема "Союз Арктики и Антарктики": белый медведь и пингвин, сделали красным неслучайно. Среди вечных льдов и снега его легче заметить, если во время полёта случится неприятность. 

Цифра
1956 год
Начало лётной жизни Ан-2 Н-542. Он помогал учёным осваивать Северный и Южный полюса.

Для памятника самолёт выделил ДОСАФФ РФ. На Московском авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ его реконструировали и "отконвоировали", то есть перевезли в разобранном виде к месту установки. 

Памятник уже стал местом притяжения жителей района.
Марина Лысцева
Памятник уже стал местом притяжения жителей района.

– Это офигенский самолёт, – рассказывает Павел Ненастьев, директор завода. – Самолёт, из которого мы сделали памятник, служил с 1963 года, потом его списали по техническому состоянию. Мы полностью реконструировали из него Н-542, восстановили всю конструкцию. 

Когда самолёт перед установкой стали проверять, обнаружилась одна лишняя деталь – наглая пушистая морда. Маленький рыжий котёнок приехал из Балашихи, где находится завод, в Медведково в киле, задней части самолёта, и застрял там.

Маленький рыжий хулиган залез в киль и там застрял. Так и приехал из Балашихи в Медведково.
Марина Лысцева
Маленький рыжий хулиган залез в киль и там застрял. Так и приехал из Балашихи в Медведково.

– Одна морда торчала, а туловище – в крыле, и вылезти сам не мог. Мяукал сильно, – вспоминает Сергей. – Пришлось намазать голову растительным маслом, и он юркнул внутрь. Забился. Тогда решили вскрыть обшивку. Ан-2 позволяет вскрыть обшивку, самолёт от этого не пострадает. Отклепали часть крыла, и Павел Николаевич (Ненастьев) смело, потому что котёнок сопротивлялся изо всех сил – царапался и кусался, его вытащил. "Путешественника" отогрели, накормили и отравили обратно домой, на завод. 

Котёнок никак не хотел вылезать. Доставали его два часа!
Марина Лысцева
Котёнок никак не хотел вылезать. Доставали его два часа!

Уже сейчас Ан-2 в Медведково стал центром притяжения жителей района, особенно им восхищаются ребятишки. Сергей рассказывает, что этого он и хотел, чтобы мальчишки и девчонки не только из района, но и со всего города и страны смогли увидеть самый настоящий полярный самолёт.