Утренний рейс из аэропорта Внуково. Волонтёры, зевая, встречаются у своих стоек регистрации. Некоторые уже знают друг друга, другие только знакомятся.
В эту экспедицию, кроме методиста от Института русского языка им. Пушкина и двух опытных волонтёров, едут четверо "послят". От первой экспедиции зависит, получат ли они значки послов.
– Преобладающее чувство – предвкушение чего-то нового, – делится Ирина Попенко. – Хотя есть и волнение, ведь знаю, что по итогам другой экспедиции только один человек получил значок.
Мы едем в Фергану, чтобы познакомить иностранцев с русским языком и культурой. Причём волонтёрам необязательно быть филологами или преподавателями. Можно даже иметь иностранный паспорт: двое участников экспедиции – граждане Таджикистана.
В понедельник мы проводим первые занятия. Целью программы не является зазубривание с учениками правил русского языка. Полезнее рассказать о России и русском языке, заинтересовать аудиторию.
Со школьниками мы начинаем общение с игры. Ребята должны угадать, имеет ли показанное на слайде отношение к нашей стране. С валенками, балалайкой и матрёшкой шестиклассники справляются легко. А вот виды Петербурга и Казани вызывают сомнения. Северную столицу многие считают городом Западной Европы, а столицу Татарстана отправляют в Турцию.
– Мне понравилось разгадывать загадки, – признаётся ученица Фотимахон. – А ещё я узнала, что главная гора России – Эльбрус.
Небольшой языковой барьер присутствует. Но большинство учеников хорошо говорят по-русски и, например, уверенно находят узбекский аналог балалайки – рубоб, а местным Александром Пушкиным называют Алишера Навои.
В восторг школьников приводит игра на ложках. У многих получается уже спустя полчаса. А один из классов даже играет "Валенки" на концерте всего через 3 дня. Ребята из других классов с завистью заглядывают в наш кабинет.
– Ой, ты, Коля, Коля, Николай, сиди дома, не гуляй, – с энтузиазмом подпевают Кадышевой ученики, громко треща ложками.
Студентов сразу спрашиваем о планах на будущее. Многие признаются, что планируют переезжать в Европу. Немногие собираются и в Россию. Одна девушка уже попробовала переехать в нашу страну.
– Я начала учиться в Омске, – рассказывает студентка. – Но зимой стало так холодно, что решила вернуться в Узбекистан.
Мы запускаем викторину с забавными вопросами о России: сколько тульских пряников побывало в космосе? (Для справки: 15.) А сколько платьев было у императрицы Елизаветы Петровны? (15 тыс.)
– Ого, это же сколько комнат? – округляют глаза студентки.
Рассказываем о наших суевериях: чёрная кошка, просыпанная соль. И сами узнаём о местных обычаях: уходящему человеку выливают вслед воду, чтобы тот вернулся. Ребята удивляются нашим студенческим традициям: они не кладут пятак под пятку и моют голову перед экзаменами. А вот фразу "Халява, приди" тут явно возьмут на вооружение.
– В Узбекистане нас встретили невероятно радушно, – рассказывает преподаватель Института русского языка им. Пушкина Елизавета Головаха. – Учителя очень надеются, что в следующий раз послы приедут к ним на более длительный срок.
Читайте также: В Узбекистане состоялся чемпионат среди спасателей МЧС