На стенах главного корпуса Музея архитектуры имени Щусева развешаны рисунки русских космических архитекторов за прошедшие почти сто лет. Похожий на светящуюся медузу карандашно-угольный рисунок из диплома выпускника ВХУТЕМАСа 1928 года Георгия Крутикова кажется слишком смелым даже для фантазий современных компьютерных графиков, а "Космический небоскрёб" Вячеслава Локтева 1983 года – это явно панельный городской квартал в форме орбитальной станции. Есть тут и рисунки не просто фантазёров, но и космического архитектурного практика Галины Балашовой, автора дизайна интерьеров и экстерьеров советских орбитальных станций.
Гвоздь экспозиции – макет и эскизы интерьера базового модуля перспективной Российской орбитальной станции (РОС): напечатанные на 3D-принтере три каюты с болтающимися под потолком на ниточках в "невесомости" куколками-космонавтами. Макет интересен тем, что спроектировали его выпускники Российского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова – казалось бы, далёкие от космической инженерии ребята. Этот макет в каком-то смысле знаменует новый этап в истории отечественного космического кораблестроения: впервые российская ракетно-космическая корпорация обратилась к студентам-дизайнерам с предложением принять участие в проекте для космоса. Специалисты РКК "Энергия" сами пришли в Строгановку на этапе поискового эскизирования модулей станции. Раньше все космические объекты проектировались исключительно инженерами в стенах предприятий "Роскосмоса".
– У нас многое теперь впервые: академия стала университетом, появилась кафедра промышленного дизайна, – рассказал Metro первый заместитель генерального директора госкорпорации "Роскосмос" Андрей Ельчанинов. – Мы заинтересованы в альтернативных, "незамыленных" взглядах. Ребят пустили на все ведущие предприятия, которые заняты в космической отрасли: они увидели все наши корабли и спутники. Кроме свежего взгляда на отрасль, мы хотим выращивать кадры, которые потом придут в "Роскосмос" на работу.
Базовый модуль РОС проектируют четыре вчерашних выпускника Строгановки: поступающие в магистратуру Кирилл Никольский, Анастасия Шагалова, Арсений Шиманаев и будущий аспирант Кирилл Борисов. Четыре месяца они погружались в тему космического кораблестроения, а потом начали проектировать. Аккуратно постриженные, в отглаженных пиджаках, выпускники-дизайнеры выдают идеально выверенные, как инженерные чертежи, словесные формулировки.
– Это промежуточный этап в нашей работе: некоторые элементы мы уже заменили, поэтому данный макет – скорее отражение того, как мы изначально понимали свои задачи, – рассказывает Metro Кирилл Борисов. – Мы в процессе, основной этап работы над эскизированием закончится в конце года.
Любой космический проект – это масса ограничений по техзаданию, экспертиза каждой детали и постоянный подсчёт бюджета. В космосе правит эргономика, здесь нет места для не оправданной удобством красоты: на краю бескрайнего космоса болтаются вечно тесные космические корабли. Молодые дизайнеры решают сложную задачу – добавить на станцию допустимые излишества, которые сделают космос для работников немного комфортнее.
Свой проект дизайнеры собирают по сегментам. Деталей не раскрывают, но, например, известно, что Арсений Шиманаев придумал, как улучшить зону визуальных наблюдений РОС. По его замыслу, космонавты при работе со съёмочной техникой будут фиксировать предплечье особой фотографической тростью. Фототрость обеспечит комфортную качественную фотосъёмку в условиях колебания станции: она обладает регулировкой по диаметру предплечья и раскладывается как сваи от палатки.
– Мне нужно было комбинировать техническую эстетику каждого элемента и привести это в общий вид модуля, поскольку у всех участников проекта мысли разные и видение каждого нужно иногда корректировать, – добавляет Кирилл Борисов.
За проектом новой орбитальной станции следит и глава государства: об этапах конструирования президенту России регулярно докладывают. В этом пакете документов есть теперь и эскизы выпускников Строгановки. И если больше ста лет назад русские художники только фантазировали о формах космических кораблей, то сегодня их реальные проектировщики вернулись за идеями к отечественным художникам.