Как реставраторы спасали виноградники в Арле

Если бок о бок с писателем стоят редактор и переводчик, то около художника, а точнее его полотен, должны быть реставраторы. Вспоминаем историю из жизни одного полотна Ван Гога, реставрация которого пролила свет на краски, подрамник и трещинки
Как реставраторы спасали виноградники в Арле
Pixabay.com
"Красные виноградники" созданы не с натуры, а по воспоминанию художника.

Создаёт заострённое впечатление

В конце 1888 года Ван Гог оказался в Арле. Был он в приподнятом настрое, ждал приезда друга, живописца Поля Гогена, и творил. В тот период появились пленэрные работы, и в том числе в сентябре он написал “Зелёные виноградники”, но приезд друга внёс в творческий подход Ван Гога заметные изменения. Ван Гог начинает работать по воспоминаниям. 

– Гоген многому научил, многое привнёс в творчество Ван Гога, – рассказал искусствовед, хранитель картины "Красные виноградники" Алексей Петухов. – Если прежде художник больше работал на пленэре на открытом воздухе, то Гоген научил его работать по воспоминаниям, заострять эмоциональные впечатления. Так Ван Гог создал “Красные виноградники”, когда листья давно уже опали, а урожай был собран – в ноябре 1888 года. Он возвращается к теме, которую он наблюдал сначала, и создаёт подчёркнуто заостренное впечатление этого урожая и его сбора. 

После болезни (в январе 1890 года) Ван Гог получил приглашение участвовать в выставке авангардного искусства "Общества XX".

– Первое его крупное выступление на международной выставочной площадке, – продолжает Алексей Петухов, – могло бы быть началом его славы, началом его великолепной карьеры, которая, увы, не случилась. Он послал на эту выставку шесть картин, отобрав их лично, но купили только одну – "Красные виноградники". Её приобрела Анна Бок, наследница крупного состояния.  

Через 15 лет Анна Бок продаст картину, объясняя свой поступок тем, что испытывала от неё слишком большое эмоциональное давление. Через годы полотно будет приобретено Иваном Абрамовичем Морозовым и окажется в России.

Новые знания о самом изученном художнике

Как и многие работы импрессионистов, картина требовала бережного восстановления. Реставрационные работы, проходившие в 1951 и 1996 годах, подарили полотну годы выставочной жизни. Теперь же новые технологии позволили не только восстановить пострадавшие от времени фрагменты, но и пополнить знания о художнике, который считается одним из самых изученных.

Обновлённые "Красные виноградники" представили в Итальянском дворике Пушкинского музея.
Архив Ирины Бабкиной
Обновлённые "Красные виноградники" представили в Итальянском дворике Пушкинского музея.

Детальное исследование полотна летом этого года провели реставраторы Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина. Например, они установили, что Ван Гог в какой-то момент поменял в картине женскую фигуру на мужскую.

Изучая красочный слой, эксперты музея с коллегами из Государственного научно-исследовательского института реставрации  установили пигменты, которым пользовался Ван Гог. Вечное противостояние цинковых и титановых белил Ван Гог не замечал – использовал оба варианта. Но цинковые  зачастую брал на завершающих этапах, так как они быстрее сохнут.

– Винсент не тот художник, который работал, писал картины за один приём. Речь идёт о том, что художник через несколько дней что-то писал, что-то переписывал улучшая. На одном образце количество слоев доходит до 5–6,  – отметил заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ Игорь Бородин. – Особенно это хорошо видно, когда вы смотрите на солнце и вообще на верхнюю часть картины, когда он практически пальцами моделировал  мазки. 

Отдельной задачей стал поиск органических пигментов на полотне Ван Гога. И она была решена с успехом.  

– Нам удалось найти органический пигмент в розовых красках, – сообщил Игорь Бородин. – К сожалению, именно этот краситель под воздействием ультрафиолета очень сильно выгорает, также, как и жёлтый краситель,  видоизменяет свой оттенок на коричневый цвет. Конечно, это было учтено в рекомендациях хранения этой картины. 

Директор Пушкинского музея Марина Лошак уверена, что полотно ждёт стабильная выставочная жизнь.
Архив Ирины Бабкиной
Директор Пушкинского музея Марина Лошак уверена, что полотно ждёт стабильная выставочная жизнь.

Реставраторы бережно работали не только над восстановлением полотна, но уделили внимание оригинальной раме. Её "оздоровление" ещё продолжается, но вскоре "Красные виноградники" будут в полном обмундировании и готовы к многолетней здоровой экспозиционной жизни, началом которой, видимо, станет  запланированная на лето выставка "Брат Иван".

– Теперь мы можем с полной уверенностью сказать, – заявила директор Пушкинского музея Марина Лошак, – что вещь находится в здоровом, стабильном на данный момент, согласно её технологическим особенностям, состоянии.