Я давно хотел услышать колокольных виртуозов – и наконец мне предоставилась такая возможность. Поднимаюсь всё выше и выше, а ступенькам всё не видно конца... Когда я уже воспарю над Театральной и Красной площадями? И вот солнце заливает колокольню Заиконоспасского монастыря на Никольской улице – небо ясное, погода безветренна, ощущение торжественности момента всё усиливается, а на светлых улыбающихся лицах сопровождающих меня звонарей читается предвкушение.
Первым к колоколам подходит мальчик 13 лет, и я даже не верю собственным глазам. Но он действительно создаёт очень «резвые» и праздничные ритмы. Затем на его место поднимается хрупкая девушка – в «ткани» её звона много узоров, он очень женственный.
Клавдия Артёмова из белорусского Витебска звонит более 20 лет. Она окончила курсы Минской школы звонарей, на которых отучилась 4 месяца.
– Мужчин в этом деле больше, – скромно говорит она, потупив взор. По её словам, нотной грамотой обладать для звонарного мастерства необязательно, главное – иметь чувство ритма и базовое понимание музыки. Третьим звонит молодой мужчина в церковных одеждах – ритм спотыкающийся, рисунок и размер сложный – настоящий виртуоз.
Семинарист из белорусского Полоцка Александр Зиновьев звонит 5 лет.
– Московские звонницы очень хорошо вооружены всевозможным многообразием колоколов, – обращает внимание собеседник.
Одним из последних звонит местный иеромонах. И хотя его благовест незатейлив, но он самый уверенный, а поступь его тяжела и глубока. Иеромонаха зовут отец Пётр.
– Звоню примерно 4 года. Для того чтобы звонить, необязательно быть воцерковлённым. Наоборот, колокольный звон может быть поводом для прихода в веру, – говорит священнослужитель.
64-летний ярославец Андрей Львович самоучка и звонит уже 17 лет. – Нотную грамоту не знаю, для звонаря важно иметь координацию движений, – утверждает он.
Кстати, во время действа звонарь выглядит как паук, манипулирующий своей паутиной. Пока я наслаждаюсь медным звуком, пробирающим мой дух, душу и тело до самых глубин, и любуюсь видами Кремля, Большого театра и окрестных крыш, внизу с замиранием сердца вслушиваются в небо прохожие.
Звонари, после того как каждый отзвонил своё, решают подурачиться и поиграть в восемь рук и ног. Начинается духовная какофония. Такого я никогда прежде не слышал. С музыкальной точки зрения это выглядит сложно: в слабые доли звучания раздавались удары колоколов, длительности и паузы тоже были необычны для моего неграмотного слуха.
Спускаюсь с колокольни я другим, преображённым, словно с небес. Снова окунаюсь в мирскую суету и смотрю на неё отстранённо. И, когда иду по Красной площади сквозь толпу, вспоминаю древнее поверье, что звук колоколов изгоняет злых духов.
- Для того чтобы быть звонарём, необязательно быть воцерковлённым православным. Внеконфессиональный или «инославный» также может стать мастером этого дела.
- По звону на Руси определяли, похороны ли, свадьба ли или какая именно служба и какое время дня.
- Учиться на звонаря придётся 3–6 месяцев 2–3 раза в неделю.
- У монастырей есть традиционные звоны. К примеру, псково-печерский, ионафановский, оптинский.