Согласно народной традиции, Святки начинаются 6 января и заканчиваются 18-го, в крещенский сочельник. В этот период в пространство жизни и культуры врывается поток древних обрядов, народных песен и танцев.
Коза на разогреве
Творческое объединение "Под облаками" устроило в Доме культуры "ГЭС-2" деревенскую "Святочную вечеринку" (раньше говорили "вечёрку") — по старинке с парными танцами, общими хороводами, песнями и частушками.
В качестве разогрева показали комичную сценку в духе площадного театра — про козу, которая паслась на Патриарших и вдруг упала бездыханная. Хозяин сразу заподозрил, что коза наелась реагентов, но прибежавший доктор успокоил, что она просто обморозилась в крещенские морозы и скоро придёт в себя. Тут же коза вскочила и стала у зрителей конфеты собирать — как раньше ряженые в деревнях — и нормально так собрала рогатая.
В хороводе все друзья
Я не ожидала, что будет столько народу, точнее, не ожидала, что все пришедшие в "ГЭС-2" захотят водить хоровод и играть в ручеёк.
После хоровода и ручейка все многочисленные участники стали казаться знакомыми, а те, с кем я держалась за руку, — хорошими друзьями. По левую руку от меня — девушка, явно подкованная в русских народных традициях: и песню без запинки пела, и ритмично притаптывала. По правую — младшеклассник Михаил, он стеснялся петь, но тоже ловко топал, попадая в унисон с беспокойной балалайкой (кстати, музыкальные инструменты для мастер-классов и вечеринок сообществу "Под облаками" предоставляет мануфактура "БалалайкерЪ" — редкий сегодня пример производства современных и при этом аутентичных русских народных инструментов).
Я старалась не отставать от своей задорной соседки, но хотелось и Михаила поддержать: смотри, я тоже плясать не умею и слов песни не знаю, тем не менее танцую и пою.
В тот вечер я поняла одну важную вещь: научиться что-то делать на отлично можно, если смотреть, как делают другие, и стараться им соответствовать. Да, мне было проще, рядом со мной профи, но напротив — простые парень с девчонкой. Впрочем, были они не робкого десятка: вряд ли раньше водили хороводы, но кланялись в пояс и улыбались, глядя в глаза.
Теперь я догадываюсь, почему на Руси праздники были общими — гуляли всем селом. Если пару раз поводишь такой хоровод, не сможешь считать чужими тех, кто с тобой общую песню пел и кому ты под финальные аккорды кланялся.
Топ-топ, хлоп-хлоп — и кружимся
А что за прелесть эти парные танцы!
Хореограф Надежда Григорьева с партнёром сперва показали самый простой танец — краковяк.
— Мужчина всегда держит девушку правой рукой. Четыре шага вперёд, четыре — назад, восемь шагов вперёд, восемь — назад. Поворот! Топ-топ, хлоп-хлоп — и кружимся! — показывала движения Надежда.
Я радовалась, что встретила знакомого пиарщика Василия, было не так стыдно, когда случайно наступила ему на ногу. Но рано я радовалась: в следующем танце надо было меняться партнёрами.
— Сделали круг и повернулись! Парни стоят на месте, а девушки идут вперёд к следующему мужчине, — озадачила хореограф.
Не думала, что народные танцы — это такой источник эндорфина! В какой-то момент ты начинаешь чувствовать азарт и, отбросив робость, танцуешь со случайным партнёром, потом ещё с одним и ещё...
— Мужчины поворачивают девушку под рукой и снова передают следующему партнёру. Раз, два, три, четыре — долгое кружение, и раз, два, три, четыре...
Таким образом мы разучили несколько танцев, я запомнила краковяк, польку и весёлый танец "Девочка Надя" (названный так по первой строчки песни).
"Я гадать не буду, только танцевать"
Признаюсь, хотелось погадать на суженого и на будущее. Но в творческом объединении "Под облаками" гаданиями не увлекаются — не любят, когда традициям придают ореол колдовства.
— А ты сама погадай. Спроси имя у случайного партнёра по танцам — так и будут звать твоего будущего мужа! — пошутила пенсионерка Наталья Александровна, услышавшая, как я уточнила, будем ли мы гадать.
Я её совету не последовала. Наоборот, теперь вообще боюсь имя спрашивать — не хочется на каждого Ваню или Сашу смотреть как на потенциального мужа.
Сейчас, когда появилась возможность всё выкладывать в Интернет, люди стали замечать, какая это глубокая и разнообразная культура: в каждой русской деревне существует своя манера пения и обряды. Изучать её можно бесконечно. В ходе образовательного проекта "Фолк-Кемп", который мы реализуем на Русском Севере, мы увидели, что молодёжи это очень интересно. Надежда Гусарова, участница ТО "Под облаками", соосновательница проекта "Фолк-Кемп"
Завершилась "Святочная вечеринка" частушками. Мы шли по кругу и, дойдя до места, где играли музыканты, кланялись гармонисту (главный человек на деревенских вечёрках!). Желающие могли спеть в микрофон частушку.
— Гармонист, гармонист, гармонист хороший, кабы я была богата, дала б тебе грошик! — прокричала какая-то голосистая красавица.
Вот ещё, грошиком гармониста унижать. Он заслужил громкие аплодисменты и щедрый гонорар.
Творческое объединение "Под облаками" с 2019 года реализует образовательный проект "Фолк-Кемп" на Русском Севере, где участники впервые стали организовывать помимо мастер-классов и лекций и такие фольклорные тусовки - вечёрки. В 2023 году "Фолк-Кемп" осуществится в июле в Архангельской области при поддержке и финансировании Президентского фонда культурных инициатив. Это будет "Первый образовательный лагерь для городской молодёжи в деревне"– абсолютное погружение в фольклор и традиции. Как принять участие, можно узнать на сайте проекта folk-camp.ru