Кому-то хорошая память даётся от рождения. А кому-то везёт чуть меньше. При этом она – обязательное условие для хорошей учёбы и построения карьеры. Значит, надо её тренировать, причём начиная с самого младшего возраста. Об особенностях и способах развития памяти у маленьких детей Metro рассказала педагог высшей квалификационной категории с 21-летним стажем, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа (НСПК) Любовь Никифорова.
– Прежде чем приступать к тренировкам памяти, родителям следует осознать следующий факт: у малышей преобладает непроизвольная фотографическая память. Да, по мере формирования речевой функции и созревания коры головного мозга больших полушарий начинает развиваться словесно-логическая память. Однако образная её составляющая ещё долго будет главной, а у некоторых она сохранится таковой на всю жизнь, – говорит эксперт. – Так что имейте в виду: развитие памяти неразрывно связано с развитием внимания.
Итак, учимся тренировать внимание и память:
Упражнение 1: "Чёрно-белые рисунки"
У детей преобладает чёрно-белое зрение, знания о данной возрастной особенности можно использовать для развития их внимания.
– Развесьте на уровне глаз ребёнка чёрно-белые рисунки. Результат не заставит себя ждать: вы увидите, как малыш сосредотачивается на них и даже немного успокаивается. В последующем эта практика может стать отправной точкой развития памяти малыша. Внимательность, уже появившаяся у ребёнка, позволит ему быстрее других замечать различные детали, а преобладание непроизвольной памяти поможет ему сохранять их, – говорит эксперт. – Если же вы заложили основу, используя эту методику, развивать память у ребёнка будет легче.
Упражнение 2: игра "Что пропало?"
Эта игра очень нравится детям раннего и младшего дошкольного возраста.
– Начинайте с тех игрушек, которые больше всего любит ваш малыш. Положите их перед ним, внимательно рассмотрите и накройте платком. Уберите одну из них и снова покажите игрушки ребёнку. Спросите: "Посмотри, все ли игрушки на месте? Кто потерялся?", – рассказывает эксперт. – Если ребёнок хорошо справляется с этим заданием, можно постепенно менять игрушки на незнакомые.
Упражнение 3: прогулки в деталях
– Во время прогулки с ребёнком обращайте его внимание на детали вашего маршрута: вывески, магазины, деревья, цветы — любые особенности ландшафта и строений. Вернувшись домой, проговорите с ним то, что вы видели и в какой последовательности, – советует эксперт. – А при следующей прогулке сделайте вид, что забыли дорогу домой, и попросите помощи у сына или дочери. При этом постоянно уточняйте у них, почему они уверены, что вы идёте правильной дорогой.
Упражнение 4: заучивание стихов
Заучивать стихи можно с раннего возраста, как только ребёнок научится разговаривать. Но это не означает, что малыш должен запоминать всё стихотворение.
– Читайте одно и то же стихотворение с малышом несколько раз, причём так, чтобы он пытался его проговаривать вместе с вами. Когда стих станет достаточно знакомым для ребёнка, начните читать его, не заканчивая строчку – её должны будут закончить ваши сын или дочь сами. Например: "Ехали (медведи), на (велосипеде)…". Слова из скобок должен произнести ребёнок на том уровне, на котором может их выговорить.
Упражнение 5: "Узелки на память"
Это упражнение для детей среднего дошкольного возраста.
– Обсуждайте с ребёнком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы, спектакли и ваши прогулки, но не просто так – завязывайте "узелки на память", – советует эксперт. – Возьмите верёвочки разного цвета для вас и для вашей дочки или сына. Вспоминая детали книги или прогулки, завязывайте узелки (это также хорошая тренировка мелкой моторики, которая улучшает развитие речи и мышления). Выигрывает тот, у кого окажется больше узелков.
Упражнение 6: мнемотехнические таблицы
Эти таблицы можно применять со старшего дошкольного возраста (5–6 лет).
Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря им ребёнок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал.
– Педагогами разработано много таких таблиц, но интереснее всего составлять их совместно с ребёнком. Например, вы учите стихотворение. Разделите его на части и представьте их в таблице – используйте для этого символы, картинки или образы, которые вызывают у ребёнка ассоциацию с этой частью стихотворения. А затем пусть малыш сам попытается воспроизвести текст стихотворения, опираясь на созданную вами мнемотаблицу, – говорит эксперт. – Интересных упражнений для развития памяти много. Я не буду ставить точку в этой статье, а предложу вам самим попробовать угадать, какое детское стихотворение зашифровано в этой таблице...
Стих-ответ:
Зайку бросила хозяйка –
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.