– Это правда, что у вас тысяча контактов в телефоне? – спрашиваю у майора Александра Кузьмина.
– Конечно, – отвечает старший участковый, надевая китель. – У меня правило: познакомился с человеком – возьми номер.
Мы выходим из его кабинета и протискиваемся сквозь толпу мужчин разной национальности в коридоре. "Неужели с утра произошло столько преступлений?" – думаю про себя. Мы выходим на улицу, и Александр, прочитав мои мысли (лучший участковый столицы способен и не на такое), опровергает мою догадку.
– В основном это таксисты. С 1 сентября изменились правила для них, и в полиции для нарушителей проводится разъяснительная работа.
Мы идём по маршруту, который Александр, кажется, знает лучше дороги домой. Он в органах более 20 лет, из которых 15 лет прошли на этом участке.
– Здесь все знакомые мне лица, – иронизирует старший участковый. – Если есть время, останавливаюсь, разговариваю. Например, в первом подъезде живёт Пётр Алексеев. Я говорю: "Петь, ну как, на работу устроился? Где деньги берёшь? Часто выпиваешь?" А он мне: "Я сейчас в "Детском мире". Трезвый, чистый". "Ну, это самое главное"... Кроме этого раздаём бабушкам брошюрки о предупреждении мошеннической деятельности.
– А много таких случаев бывает? – спрашиваю у него.
– Полно, – вздыхает полицейский. – Например, как-то с бабушкой общаюсь, прямо домой к ней захожу, вручаю брошюрный материал, а через две недели она передаёт мошенникам 400 тысяч, причём на руки, через курьера, за то, что якобы её сын попал в беду. Мне больше хотелось не принять у неё заявление, а спросить, как такое могло произойти! Она только развела руками. Хотя мы все и психологи, но иногда удивляешься сильно, на что способен человеческий разум.
Нам навстречу выходит женщина средних лет в ярких бирюзовых ботинках, выгуливающая на поводке мопса.
– Здравствуйте! А мы раздаём памятки о предупреждении действий телефонных мошенников, – старший участковый протягивает ей листок. – В последнее время бабушки часто попадаются на действия...
– Ба-а-а-абушка? – закричала хозяйка мопса, чуть не выронив из руки поводок. – Какая я вам бабушка?
– Нет, я говорю, что бабушки часто попадаются на уловки телефонных мошенников, – замялся участковый. – А вам это так, для профилактики.
– Вы бы наркоманов ловили! – возмутилась гражданка. – В том доме живёт раздатчик! Я всё о нём сдам: имя, где живёт , с кем.
– Мы знаем о нём, уже задерживали, – отчитывается Александр.
– Но он не просто употребляет. К нему дети ходят!
– Обязательно разберёмся, всего доброго! – Александр улыбается, и на лице женщины тоже вдруг появляется улыбка.
Мы отходим на несколько метров. Я смотрю за реакцией Александра. Он настолько спокоен, как будто ничего не произошло.
– Сейчас редко удаётся погулять в своё удовольствие, – говорит он мне как ни в чём не бывало. – У нас сложная земля. Это жилой сектор спокойный. Мы обслуживаем ещё торговую зону. 300 контактов в моём телефоне – юрлица: руководители магазинов, салонов связи. Там постоянно воруют: продавцы телефоны присваивают, деньги. С начала года мною раскрыто 15 краж, и это не считая того, что раскрыли мои подчинённые.
...Мы возвращаемся в кабинет Александра после обхода. Перед расставанием интересуюсь, каким должен быть народный участковый:
– Люди должны видеть твоё присутствие на участке. Чтобы люди понимали, раз рядом полицейский – значит всё под контролем. Главное –визуальный контакт.
Один день с участковым
Рабочий день Александра начинается в 8 утра. Сперва он прибывает в районный отдел, чтобы узнать оперативную обстановку, получить оружие и пройти инструктаж. После едет на свой участок.
Утро в участке начинается не с кофе, а с разбора заявлений граждан и планирования работы. На фото: Александр разговаривает с подчинённым – лейтенантом Даниилом Исаковым.
В 10 утра Александр начинает обход. Местные жители не сторонятся полицейского, а охотно делятся "инсайдами". Эта женщина подробно рассказывает о районных преступниках, пока её мопс скучающе смотрит в сторону большой лужи.
Во время прогулки некоторые подходят к Александру, только чтобы выразить свою благодарность. "Мы его знаем лично: всегда выслушает, поможет", – говорит этот мужчина улыбаясь.
По распорядку у полицейских часовой обед, но Александру в лучшем случае удаётся отвести на приём пищи 15 минут. Кухни в участке нет, вместо неё – столик в углу кабинета, где стоят чайник и сахарница.