Как пройти 3 тысячи километров на вёслах и без мотора через реки и моря в XXI веке

В Музее Москвы открылась выставка "Мангазейский морской ход: технология открытий", посвящённая экспедиции по старинному торговому пути. Metro выяснило, каково в современном мире преодолевать арктические воды так, как это делали наши предки 500 лет назад
Как пройти 3 тысячи километров на вёслах и без мотора через реки и моря в XXI веке
Музей Москвы
500 лет назад путешествовать по северным водам было совсем непросто.

В прошлом году во дворе Музея Москвы "шили" карбас – поморскую лодку, собиравшуюся без единого гвоздя. Зачем?

Именно на ней, без мотора и других современных приспособлений, команда путешественников собиралась пройти тысячи километров по первому морскому ходу от Архангельска до Мангазеи – первого города за полярным кругом в Сибири, славившегося обилием ценной пушнины, – через реки, волоки (места между водоёмами, по которым волокли лодки и баржи) и три моря: Белое, Баренцево и Карское.

Прокатились бы на такой лодке?
Музей Москвы
Прокатились бы на такой лодке?

Этим летом план был осуществлён. За два с половиной месяца в пять этапов экспедиция преодолела три тысячи километров так же, как это делали путешественники пять веков назад.

Евгений Шкаруба, руководитель экспедиции и опытный капитан парусных судов, рассказал Metro, что идея родилась из интереса к народному судостроению.

– Карбас – единственное поморское судно, которое всё ещё строят, а умение передаётся от отца к сыну уже более 500 лет. "Матера" стала нашим десятым карбасом, который мы собирали по старой технологии без гвоздей и заклёпок, – делится капитан. – Именно с помощью подобной технологии поморами была открыта вся Сибирь в XVI–XVII веках, и это невероятно важная историческая веха, о которой мало кто знает.

Экспедиция проходила в пять этапов и в ней поучаствовали 24 человека.
Музей Москвы
Экспедиция проходила в пять этапов и в ней поучаствовали 24 человека.

Несмотря на опыт круго­светного путешествия, для Евгения и его товарищей Мангазейский морской ход превратился в настоящее испытание. Оказалось, что средневековым первопроходцам приходилось совсем несладко.

– Пойти по морскому ходу без мотора, как в старину, оказалось очень тяжело, потому что приходилось идти под парусами и иногда грести вёслами по нескольку суток, – рассказывает Евгений. – Важно и попадать в погоду, а она на севере весьма неустойчива, часто идут переменные шторма. В любой момент может подуть встречный ветер, а на вашем судне нет мотора, и что тогда делать? Поэтому в теории ходить на таких судах можно, но на практике очень непросто.

Знаете, чем пахнет поморский карбас? Приключениями!
Музей Москвы
Знаете, чем пахнет поморский карбас? Приключениями!

По окончании путешествия "Матеру" вернули в Москву. Оказалось, что самый сложный волок ждал лодку не в холодных водах Севера, а в столице, где она едва могла протиснуться в коридоры музея. Но путешественники «тренировались» в волоках всё лето, и карбас занял место в центре большого зала в окружении снимков с экспедиции. Вытянуться в полный рост "Матере" не дал потолок, но её достоинства и заслуги это никак не умалило.