– Привлечение и удержание талантливых сотрудников – это непростая задача, в которую входят формирование корпоративной культуры, система нематериальной мотивации, обучение и развитие персонала, а также гибкий подход к управлению, – рассказывает Metro Юлия Тришина, основатель Центра wellbeing-решений для бизнеса Wellwo. – В последние годы всё более популярными становятся так называемые программы благополучия сотрудников, которые реализуют у себя в основном крупные компании с развитой корпоративной культурой. Если говорить про отрасли, то это ретейл, производство, телеком, банки, IТ и фармкомпании. Однако программу благополучия сотрудников может запустить любая компания, независимо от размера и имеющегося бюджета.
Такая программа включает в себя различные мероприятия, направленные на улучшение физического, психологического, профессионального, финансового и социального благополучия сотрудников, а также создание благоприятных условий для работы и жизни, добавляет эксперт.
– Говоря простым языком, когда сотрудники здоровы и счастливы, когда они не отвлекаются на свои проблемы, когда их ничего не беспокоит, то они эффективнее работают, максимально реализуют свой потенциал и они приносят компании больше прибыли, – объясняет предпринимательница. – А ещё, когда сотрудники довольны работой компании, они не думают о смене работы, положительно отзываются о своём работодателе, рекомендуют знакомым и, значит, повышают привлекательность бренда.
В качестве wellbeing-мероприятий могут быть дни здоровья, марафоны и челленджи по формированию здоровых привычек, а также занятия спортом в офисе, говорит далее Юлия Тришина.
– Сюда же входит разработка меню для корпоративных столовых и здоровые перекусы в офисе. Всяческие выездные мероприятия для перезагрузки, занятий спортом и отдыха. Также в программу могут входить консультации психологов, нутрициологов, сомнологов, финансовых консультантов, юристов и других специалистов.
А ещё в программы благополучия работодатели часто включают курсы, тренинги, мастер-классы, стратегические сессии и вебинары по темам в рамках концепции wellbeing. Сейчас актуальным становится обучение гибким навыкам, которые необходимы не только для работы, но и для жизни в целом. Тренируется стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект, гибкость и адаптивность, критическое мышление, коммуникации и переговоры, быстрая обучаемость и умение работать в команде.
Однако важно не превращать программу благополучия в развлечение, добавляет эксперт. Все её мероприятия необходимо связывать с бизнес-задачами, то есть чётко понимать, как то или иное мероприятие повлияет на изменение бизнес-показателей. Для этого делаем замеры до и после программы и сравниваем цифры. Например, можно измерить текучесть персонала, скорость закрытия вакансий, удовлетворённость сотрудников работой в компании, лояльность персонала, уровень стресса и выгорания. Выбрать надо те показатели, которые важны для каждой конкретной компании.
А чтобы не потратить деньги впустую, перед запуском каких-либо мероприятий необходимо провести предварительный анализ, выявить проблемы и узкие места и, уже исходя из полученных данных, разрабатывать программу, дополняет специалист.
– Одни и те же задачи можно решить разными средствами: дорогими или более бюджетными. Если всё делать своими силами, на это необходимо будет выделить сотрудников, которым надо будет платить зарплату, а это в любом случае расходы. Тем не менее программу благополучия можно реализовать даже с небольшим бюджетом. Безусловно, наполнение программы будет разным, но польза будет в любом случае. Главное, делать это с умом.
Конечно, не все сотрудники с энтузиазмом участвуют в таких программах, сокрушается эксперт. Чтобы сотрудники пользовались тем, что предлагает им работодатель, они должны понимать, какую пользу принесёт программа лично им, что изменится в их жизни в лучшую сторону. А для этого перед запуском программы надо провести тщательную подготовительную работу, привлечь руководителей, собрать группу амбассадоров и, так сказать, "продать" программу сотрудникам.
– Важно понимать, что единичные мероприятия, скорее всего, не дадут ощутимого эффекта, – говорит Юлия Тришина. – Нужно, чтобы программа была комплексной, долгосрочной и затрагивала различные сферы жизни сотрудников. И не стоит ждать моментальных результатов – изменения происходят постепенно и становятся заметны примерно через год после запуска программы. Наконец, для успешной реализации программы очень важна поддержка руководства на всех уровнях.
Читайте также: Как предпринимателю собрать команду мечты