Как предпринимателю собрать команду мечты

О том, с какими трудностями предприниматели сталкиваются при найме персонала, репортёр Metro поговорила с экспертом
Как предпринимателю собрать команду мечты
insta_photos / Copyright (c) 2023 insta_photos/Shutterstock
Задача руководителя – научиться отбирать "зелёных кандидатов" и нанимать под каждую должность тех людей, которые "генетически" предрасположены к этой работе.

– При найме персонала предприниматель сталкивается с несколькими трудностями, – рассказывает Алексей Зубаков, психолог и предприниматель. – Во-первых, суперзвёзд хантят крупные компании, предлагая лучшие условия, с которыми малому бизнесу сложно тягаться. Во-вторых, сильные специалисты заламывают свой ценник и запрашивают денег больше, чем предприниматель может себе позволить. 

Даже если собственнику удалось найти сверхчеловека, то часто он является таковым только на бумаге: резюме может быть составлено идеально, но он даже принтер подключить к ноутбуку не способен, добавляет эксперт. 

 – Дело в том, что в каждом человеке есть навыки, а есть стратегии и характер, – продолжает бизнесмен. – Если навыку можно легко обучить, то стратегии и характер формируются годами. И наша задача – научиться отбирать "зелёных кандидатов" и нанимать под каждую должность и функции строго тех людей, которые "генетически" предрасположены к этой работе. 

ЦИТАТА
Часто люди принимают решения, основываясь на словах. Но только действия и поведение действительно имеют значение.
— Алексей Зубаков, предприниматель

Другими словами, мы берём не послужной список и резюме, а набор поведенческих паттернов (устоявшихся способов решения типовой задачи), добавляет специалист. Это и практичнее, и дешевле. 

– Предположим, мы хотим нанять личного ассистента. Тогда мы задаёмся вопросом: "Какие стратегии в нём должны быть?" Я лично выделяю три основные. Во-первых, способность обучаться новым навыкам и совершать новые действия. Во-вторых, внимательность к деталям, особенно в техническом задании. В-третьих, умение анализировать большие объёмы информации и усидчивость. 

Чтобы проверить эти стратегии, на первой встрече мы "продаём" кандидату себя и компанию. Это очень важно, потому что после этого мы отправляем его выполнять тестовые задания. 

– Так как я занимаюсь дистанционным образованием, для проверки первой стратегии я спрашиваю: "Был ли у вас опыт создания чат-ботов или воронок?" Если ответ соискателя "Нет" – это то, что мне нужно. Я даю задание сделать чат-бот и смотрю, насколько человек погружается в решение задачи, – говорит Зубаков.

Если кандидат уже делал чат-ботов до этого, то Алексей даёт ему другое задание, например сгенерировать видео через нейросети. Главное, что нужно проверить, – это умение быстро научиться новому навыку.

– Для проверки второй стратегии я даю задание записать видео о себе ровно на 1,5 минуты, – говорит эксперт. Если его итоговое видео будет 2,48 минуты, то не удивляйтесь, если вы будете получать непредсказуемый результат в других задачах. 

Для проверки третьей стратегии Алексей отправляет человека на анализ опросов клиентов, где нужно составить итоговую аналитику. 

– Самое главное – соискатель может быть любым и с любым образованием, но в нём уже должны быть заложены главные паттерны, – объясняет эксперт. – Платить можно меньше, а результата будет больше. 

В качестве примера Алексей рассказал историю своего коллеги Дмитрия Журавлёва – владельца визового центра. Долгое время Дмитрий пытался ускорить работу в отделе по оформлению документов. Он перепробовал всё – тестировал различные системы мотивации, нанимал людей из других компаний, приглашал консультантов – всё было безуспешно. Действием, поменявшим исход игры, стал приход девушки, которая в прошлом была чемпионкой России в одном из восточных боевых искусств. 

– На собеседовании она призналась, что главная её ценность – непрерывно улучшать свои показатели, – рассказывает Алексей. – Так они начали работать. Началось всё с оформления документов на американскую визу, что занимало в среднем 2 часа. Каждый раз она ставила таймер и старалась сделать это действие ещё быстрее. Спустя месяц она поставила рекорд: 30 минут без ущерба качеству. Это было аж в 4 раза быстрее, чем делали самые опытные сотрудники. В итоге ему пришлось уволить весь отдел, кроме экс-чемпионки. Новые сотрудники обучались у неё и выдавали результат в среднем 45 минут, даже без опыта работы.

Таким образом, твёрдые навыки можно приобрести практически в каждой сфере, говорит Алексей Зубаков. Но куда важнее – стратегии и характер, которые будут пронизывать все действия человека. Так что создать гениальную команду можно в любом бизнесе. Главное – научиться видеть не слова, а действия.