Не так давно в Интернете появилась необычная вакансия – в Москве разыскивался "пациент-актёр". Оказалось, заявка была сформирована неправильно, поэтому вакансию удалили.
Мы обратились в Кадровый центр ДЗМ, которая искала специалиста, чтобы узнать подробности. На самом деле организация искала так называемых симулированных пациентов – и эта профессия совсем не про актёрскую игру.
Репортёр Metro приехал в Кадровый центр ДЗМ, где поговорил с Марией Фальковой – руководителем "симулированных пациентов". Они помогают врачам сдавать экзамены
Как работают симулированные пациенты?
Мария Фалькова в медицине уже 18 лет. В прошлом году в Кадровом центре ДЗМ ей предложили стать куратором "симулированных пациентов" – они присутствуют на аттестациях врачей и проверяют их практические навыки.
Подобные специалисты в Москве появились недавно – в 2020 году, но они уже есть во всей России. Их обучают в МГМУ имени Сеченова.
Сейчас существует 3 типа специалистов, которые работают на аттестации врача: конфедерат, стандартизированный пациент и, собственно, симулированный пациент.
Конфедерат участвует в оценке работы врача, выступая, например, в роли медсестры, которая выполняет его команды при операции. С помощью конфедерата эксперты проверяют, насколько чётко доктор знает порядок выполнения тех или иных процедур, умеет ли давать верные указания среднему медперсоналу.
Стандартизированный пациент отличается от симулированного тем, что проходит специальное обучение, которое помогает ему максимально реалистично показывать симптомы.
Симулированный пациент приходит ко врачу и перечисляет симптомы в соответствии с заданным сценарием, то есть ведёт себя как на обычном приёме у врача. Испытуемый не знает, с каким случаем столкнётся, и ему надо не только поставить предварительный диагноз и назначить обследования, но и соблюсти стандарт общения с пациентом.
У "пациентов" есть свой сценарий для каждой конкретной ситуации на врачебном экзамене. Отступать от него или подсказывать экзаменуемому "пациент" не может, хотя некоторые на его помощь рассчитывают.
– Иногда и кивают вопросительно, и подмигивают, мол, подскажи, но это строжайше запрещено, – говорит Metro Мария. – Врач должен показать, что умеет работать и с пациентом, и с медсёстрами. Без его указаний наш специалист не может ничего делать – ни намекать, ни действовать каким-либо иным образом, который может упростить задачу. По сути, он становится инструментом в руках врача, и то, как он распорядится им, покажет, способен ли данный специалист впоследствии грамотно работать со своими пациентами.
Как стать "симулированным пациентом"?
Кандидату на эту должность необходимо иметь медобразование и опыт работы в больнице. Именно в этом и заключается их отличие от обычных актёров.
– В каждой профессии существуют свой сленг и особенности, в которых нужно разбираться. Обычный актёр может выдать эмоции, но мы в первую очередь проверяем знания человека, выявляем недочёты в работе. Поэтому нужно, чтобы человек, работающий пациентом, понимал, что к чему, и разбирался в тонкостях медицинского дела.
Как правило, на эту вакансию откликаются люди, которые желают иметь стабильную работу в медицине, но по каким-то причинам больше не хотят находиться "в поле". Чаще всего симулированными пациентами становятся женщины среднего и старшего возраста (к примеру, из 13 человек, работающих в центре, всего один мужчина). Они изображают самых разных людей, которых в любой день можно встретить в поликлинике, – от молодых девушек до мужчин-пенсионеров.
– Как на "симулированных пациентов" реагируют испытуемые? Конечно, неловкость иногда есть, – считает Мария. – Когда к специалисту приходит женщина и представляется пенсионером Олегом Павловичем, некоторые не могут сдержать смешка. Но это в первую очередь экзамен, а значит, стресс неизбежен. Бывали случаи, что и в обморок падали, и слёзы были, но это не критично. Наша задача – помочь специалисту стать лучше, а не "завалить" его.
Мария отмечает, что эта работа куда более тяжёлая и куда менее творческая, чем может показаться на первый взгляд. Из-за того, что быть "симулированным пациентом" – значит постоянно проживать "день Сурка", с чем справятся не все.
– На каждой станции есть свой сценарий, которому нужно следовать неукоснительно. Сценарий меняют в лучшем случае раз в год, – рассказывает Мария. – Представьте: вы находитесь на станции с 9:00 до 17:00 и участвуете в десятках экзаменов ежедневно, проговаривая один и тот же текст. Это всё равно что работать Снегурочкой на детских праздниках – люди меняются, а вы должны исполнять всё так же, из раза в раз. Работа быстро превращается в рутину, а это по душе не каждому.
Несмотря на некоторые минусы, свою работу Мария любит:
– Я понимаю, что мы здесь делаем важное дело – помогаем врачам, которые будут спасать жизни пациентов. Мне нравится, что работа в центре хорошо отлажена, поэтому каждая аттестация – это повод сделать ещё одно доброе дело.