Если вы слышите: "У меня не получится", "Я не справлюсь", "Я боюсь", "Что бы ни делал, это ничего не изменит", "Я не смогу", – значит, вашему ребёнку не хватает уверенности в себе. Уверенность – качество важное. Показатель, что ребёнок себя ценит, открыт для коммуникации, отвечает за поступки и готов справиться с любыми сложностями. Он не боится выражать свои чувства и не уходит в излишнюю эмоциональность, замкнутость или агрессию. Уверенный в себе ребёнок – это реализованный в жизни взрослый.
Metro вместе с Алексеем Андреевым, актёром, режиссёром, педагогом Детского музыкального театра юного актёра, подготовило несколько простых и доступных упражнений, которые помогут развить в ребёнке уверенность и проработать эмоциональные и физические зажимы.
Первое упражнение: "Капризный ребёнок"
Это упражнение на снятие страхов и тревоги. Задача – сделать так, чтобы ребёнок перестал стесняться. Через напряжение происходит быстрое расслабление.
Встаём ровно, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. По команде нужно ручками замахать, ножками затрясти и громко прокричать: "А-а-а". Сделать это нужно на одном вдохе. После этого – глубокий выдох. Сделать так нужно 5–7 раз.
Второе упражнение: "Британский флаг"
Это упражнение на проработку зажимов в теле через сильное напряжение. Задача – помочь ребёнку почувствовать тело и научиться расслабляться.
Встаём ровно. Правую руку вытягиваем в одну сторону, левую ногу – в другую сторону. Растягиваем максимально мышцы, считая до 10. С выдохом – расслабляемся. Повторяем так 3 раза, меняя руки и ноги. Последнее упражнение в этом цикле: встать ровно – руки вверх, тянутся к потолку, ступни ног, как корни деревьев, плотно прижаты к полу.
Третье упражнение: "Внимание на друга"
Это упражнение развивает внимание, где прорабатываем эмоции и учимся быть собой. Задача – научить ребёнка концентрироваться на своём деле и не переживать из-за того, что думают о нём окружающие.
Делается в паре. Дано 10 секунд, за это время нужно успеть запомнить как можно больше деталей своего партнёра: причёска, аксессуары, одежда – вплоть до цвета шнурков. После этого ребята отворачиваются. И рассказывают всё, что запомнили. Сначала один, потом – другой.
Четвёртое упражнение: "Чем может быть предмет"
Это упражнение работает с творческой фантазией. Задача – научить ребёнка смотреть на ситуацию с разных сторон, креативно оценивать себя и сложности, научиться размышлять. Берётся табуретка или стул, нужно рассказать, чем может быть табуретка, кроме как табуреткой. Изучить детали: её фактуру, геометрию. Например, это праздничный торт со свечками, тележка или рюкзак. Так можно рассказывать про любой предмет.
Пятое упражнение: "Моё – лучше!"
Это упражнение, которое здорово раскрепощает. Задача: научить ребёнка не бояться отстаивать своё мнение; также оно развивает реакцию и сообразительность.
Делается в паре. Ребята стоят спиной друг к другу. Их руки сцеплены в замок. Одному даётся задание – рассказать о яблоке, второму – о груше. Первый ребёнок встаёт лицом к зрительному залу и рассказывает про яблоко, объясняя, чем его яблоко столь прекрасно. Прерывать рассказ зрителям нельзя. Цель второго – резко прервать первого, повернувшись лицом к залу, и рассказать, чем его груша лучше яблока. Так можно сравнивать любые предметы.
Что делать не рекомендуется
Категорически не рекомендуется делать любые упражнения на эмоции у зеркала. У зеркала можно только оттачивать хореографию. Всё остальное называется – обезьянничанье. К сожалению, некоторые театральные школы этим грешат. Но это непрофессионально. Такие упражнения ещё больше зажимают ребёнка. Потому что это скорее дрессировка, нежели обучение, развитие. С зеркалом ребёнок сделает упражнение, например, покажет эмоцию, а без зеркала – потеряется, будет думать, как он выглядит, и в итоге начнёт нервничать и зажиматься.