Как помочь подростку выучить английский язык и грамотно мотивировать его на занятия

Иностранные языки нужны для продвижения карьеры и да и просто бытового общения, но что-то мешает нашим детям заговорить на нём. Что же именно?
Как помочь подростку выучить английский язык и грамотно мотивировать его на занятия
fizkes/Shutterstock
Пусть подросток больше общается на английском в Сети.

В российских школах дети почти 10 лет учат английский, но к выпускному большинство из них так и не знают язык даже на среднем уровне. Приезжая за границу, наши граждане порой не могут спросить дорогу у прохожего. С чем связано тотальное невладение иностранными языками среди старшеклассников и как исправить ситуацию, Metro рассказала Наталия Тутанцева, эксперт по программам подготовки к кембриджским экзаменам, ОГЭ и ЕГЭ.

Отсутствие регулярной практики

В чём проблема: Язык необходим для общения. И если он не используется, то постепенно забывается. Однако в РФ людей, которым английский нужен для работы или учёбы и говорящих на нём весьма прилично, не так много. Пообщаться с кем-то на языке подростку попросту негде.

Что делать: Если вашему ребёнку не хватает практики, языковую среду можно создать самому, используя современные технологии. Подпишите его на иностранные паблики, предложите почитать литературу в оригинале, пусть слушает музыку или смотрит фильмы. Даже компьютерные игры помогают изучать язык, поскольку позволяют людям разных стран коммуницировать в рамках виртуального пространства, – говорит эксперт. – Хобби может стать прекрасным стимулом для общения на английском.

Изучение языка в ущерб развитию речи

В чём проблема: Традиционный учебный план в школе предполагает освоение отдельно грамматики, фонетики, лексики. Ученик может помнить много слов и не уметь использовать их в предложении. Бывает и обратная ситуация: человек прекрасно знает грамматику, но его лексический запас ограничен и не позволяет выражать даже простейшие мысли. Ещё одна распространённая ошибка — акцент на письменной речи. В школе, как правило, дети много читают, пишут, а разговорная практика почти отсутствует.

Что делать: Изучение иностранного должно проходить комплексно. Нельзя отделять фонетику от лексики, грамматику от устной речи, поскольку все эти аспекты взаимосвязаны. Слова лучше всего учить в контексте: так они лучше запоминаются, их легче затем применить в разговоре. Так что просто не ленитесь спрашивать, что сын или дочь проходили в школе, и по возможности практикуйте с ними иностранный язык, используя новые фразы.

Отсутствие мышления на иностранном языке

В чём проблема: Традиционное школьное обучение английскому делает акцент на работе с текстами и переводе. Из-за этого у детей формируется привычка сначала формулировать мысль на родном языке, а затем – на иностранном. Такой подход усложняет мыслительный процесс. Мозгу приходится делать двойную работу: составлять предложение на русском и потом переводить его на английский.

Что делать: Может, имеет смысл записать подростка в языковую школу или взять ему репетитора? Более продвинутые методики изучения иностранного языка не предполагают перевода на русский даже на начальном этапе. Благодаря этому ребёнок начинает сразу мыслить на английском.

Отсутствие мотивации

В чём проблема: Большинство людей в России особенно сейчас просто не понимают, зачем им нужен иностранный язык. Международные компании уходят с рынка, обучение в Европе или США становится почти невозможным, даже туристические поездки ограничены. В такой ситуации мотивация изучения английского сходит на нет, в том числе и среди родителей детей. На самом деле такие мысли вредны.

Что делать: С помощью английского даже сейчас можно первым узнавать о технологических новинках, достижениях в науке, получать информацию, которая ещё не была переведена на русский, – говорит эксперт. – К тому же ограничение связей с Европой и Америкой не означает, что международные связи России отсутствуют. Поворот в сторону Азии открывает огромные возможности для практики английского. Поговорите с сыном или дочерью и объясните им эти истины.